Научная, педагогическая и общественная деятельность
Гура Валерий Васильевич окончил Таганрогский радиотехнический институт в 1972 году, с 1976 по 1980 учился в аспирантуре Московского авиационного института, в 1987 году окончил психологическое отделение Ростовского государственного университета. Работал научным сотрудником, старшим научным сотрудником, старшим преподавателем, заведующим лабораторией в ТРТУ, с 1996 по 2010 гг. работал заведующим кафедрой социальной педагогики и психологии в Таганрогском государственном педагогическом институте, с 2010 по настоящее время является деканом факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогского педагогического института имени А. П. Чехова».
В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию по педагогике «Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения» в Ростовском государственном педагогическом университете под руководством академика РАО Е. В. Бондаревской. За время работы в ТРТУ был руководителем научно-исследовательских тем по министерской целевой программе «Наукоемкие технологии образования» и личностно-ориентированного подхода в педагогике высшей школы.
Круг научных интересов В. В. Гуры – педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов , медиаобразование, современные проблемы реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов, роль электронных СМИ в социализации молодежи.
Валерий Васильевич является участником многочисленных всероссийских и международных конференции и симпозиумов, является членом редколлегии журнала «Медиаобразования», членом УМО по психолого-педагогическому образованию.
Заслуги, награды, гранты,
полученные на научно-исследовательские проекты
2010 – Грамота министерства образования и науки.
2011 – Диплом фонда развития отечественного образования за лучшую научную книгу 2010 года (за книгу «Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов»).
2005 – Внутренний грант ТГПИ.
Диссертации
1. Гура, В. В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Гура Валерий Васильевич; Ростов. гос. пед. ун-т; науч. рук. акад. РАО Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 1994.
Библиография трудов
1982
1. Гура, В. В. Исследования эффективности базисов Виленкина-Крестенсона для сжатия дискретных случайных процессов с помощью некоторых обобщенных характеристик сжатия / В. В. Гура, В. В. Медведев, О. П. Назаров // Методы автоматизации проектирования, программирования и проектирования: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1982. – Вып. 2. – С. 57–63.
1985
2. Гура, В. В. Приложение автоматно-лингвистических моделей к процессам автоматизированного проектирования / В. В. Гура, В. Ф. Шпак // Методы автоматизации проектирования, программирования и проектирования: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1985. – Вып. 5. –С. 75–78.
3. Гура, В. В. Синтез автоматно-лингвистических моделей для управления технологией автоматизированного проектирования / В. В. Гура, Е. Ю. Компан // Методы автоматизированного проектирования, программирования и моделирования: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1985. – С. 78–79.
1986
4. Гура, В. В. Моделирование деятельности конструктора в САПР теплообменного оборудования (статья) / В. В. Гура, Т. А. Гаврилова // Вопросы медицинской электроники: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1986. – Вып. 6. – С. 121–125.
5. Гура, В. В. Технология сквозного диалогового автоматизированного проектирования с применением машинного интеллекта / В. В. Гура, В. Ф. Шпак // Системы автоматизированного проектирования в машино и приборостроении: тез. докл.в науч.-практ. конф. – Кишинев, 1986. –С. 89.
6. Гура, В. В. Синтез структуры диалога для управления процессом автоматизированного проектирования в САПР на основе управляющих грамматик / В. В. Гура, Н. Г. Малышев, В. Ф. Шпак // Тез. докл. всесоюз. совещ. по диалоговым информационно-вычислительным системам. – Иркутск, 1986. – С. 89.
1988
7. Гура, В. В. Учет субъективной сложности обработки знаковой информации экранов-меню при разработке интерфейса пользователя экспертных систем / В. В. Гура, Е. Ю. Компа // Графические знаки: проблемы исследования, разработки, стандартизации: тез. докл. всесоюз. науч. конф. – Киев, 1988. – С. 57–58.
8. Гура, В. В. Методические рекомендации по составлению автоматизированного учебного курса по иностранным языкам в педагогическом вузе: метод. рекомендации / В. В. Гура, В. А. Поляков. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1988.
9. Гура, В. В. К вопросу о психологических аспектах разработки и эксплуатации систем автоматизированного проектирования / В. В. Гура, Е. Ю. Компан // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – № 4. – С. 70–75.
1990
10. Гура, В. В. Интегрированная психодиагностическая система обследования личности в системе «РИТМ» / В. В. Гура, А. А. Кравцов, А. А. Пшеничный // Интенсификация учебного процесса на основе развития индивид. творческого мышления: тез. докл. Республик. науч-метод. конф. – Иваново, 1990. – С. 106–107.
1991
11. Гура, В. В. Диагностико-информационный комплекс обучения студентов. (тезисы) / В. В. Гура и др. // Актуальные проблемы фундаментальных наук: сб. науч. тр. Междунар. конф. – М., 1991. – С. 5–7.
12. Гура, В. В. Методическая разработка по курсу «Основы человековедения» / И. Л. Луцкая, В. В. Гура, И. П. Ярославцева. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1991. – 19 с.
13. Гура, В. В. Методическая разработка по курсу «Психология поведения и общения» / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1991. – 27 с.
14. Гура, В. В. Материалы вступительного экзамена по творческому конкурсу в ТРТИ: метод. пособие / И. Л. Луцкая, В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1991. – 16 с.
15. Гура, В. В. Творческий конкурс в технических вузах // Вопросы повышения качеств подготовки специалистов в инженерно-технических вузах: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1991. – Вып. 3. – С. 52–57.
1992
16. Гура, В. В. Материалы вступительного экзамена по творческому конкурсу в ТРТИ: метод. пособие / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1992. – 16 с.
1993
17. Гура, В. В. Психологические аспекты гуманитаризации инженерного образования в техническом вузе // Психол.науки в системе инженерного образования: тез. докл. II Междунар. науч-практ. конф. «Акт. проблемы фундаментальных наук». – Таганрог, 1993. – С. 121–123.
18. Гура, В. В. Психолого-педагогическое обеспечение развития личности студентов в условиях «экранной культуры» компьютерного обучения // Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: мат-лы науч.-практ. конф. – Таганрог, 1993. – С. 61–63.
19. Гура, В. В. Культурологическое образование в техническом вузе / В. В. Гура, И. Л. Луцкая // Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России: сб. науч. тр. всерос. конф. – Ростов н/Д., 1993. – Вып. 1. – С. 81–83.
20. Гура, В. В. Роль культурологического образования в фундаментальной подготовке инженера / И. А. Цатурова, И. Л. Луцкая, В. В. Гура // Материалы XXXIX науч.-техн. конф. ТРТУ. – Таганрог, 1993. – С. 204–205.
21. Гура, В. В. Понятийный словарь / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1993. –20 с.
1994
22. Гура, В. В. Концепция культурной информационно-образовательной среды как средства индивидуализации обучения студентов в высшей технической школе / В. В. Гура, В. В. Василовский // Пути и механизмы повышения мотивации обучения студентов в вузах (системы РИТМ в многоуровневой структуре высшего образования): тез. докл. всерос. науч-метод. конф. – Барнаул, 1994. – С. 122–123.
23. Гура, В. В. Архетип «Круга» как отражение космического пространства в психокультурном опыте человека // Космическое пространство в науке, философии и богословии: мат-лы VII Международ. семинара. – СПб, 1994. – С. 25–26.
24. Гура, В. В. Психологические аспекты гуманитаризации инженерного образования в контексте культурологической концепции Бахтина-Библера // Актуальные проблемы фундаментальных наук: сб. науч. тр. Второй Международ. науч.-практ. конф. – М., 1994. – Т. 7. – Ч. 2. – С. 84–85.
25. Гура, В. В. Культурологический подход как методическая база создания личностно-ориентированных образовательных компьютерных сред // Развитие пед. систем в регионе: личностно-ориентированное образование: сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. – Волгоград, 1994. – С. 53–54.
26. Гура, В. В. Проблемы преподавания культурологии в техническом вузе / В. В. Гура, И. Л. Луцкая // Труды науч.-практ. конф. по культурологи. – Иваново, 1994. – С. 87–88.
1995
27. Gura V. V. The problem of development of student’s humanitarian consciousness / V. V. Gura, I. L. Lutskay // ICEE’95 International conference of engineering education. – Moscow, 1995. – P. 64.
28. Gura, V. V. Humanization of technology DICT in computerized infoeducational environment / V. V. Gura, V. V. Vasylovsky // ICEE’95 International conference of engineering education. – Moscow, 1995. – P. 126.
29. Гура, В. В. Экология духовности (культурологический подход) // Взаимодействие науки, философии и богословия в формировании современного экологического мышления: мат-лы VIII Международ. конгресса. – СПб., 1995. – С. 25–26.
30. Гура, В. В. Личностно-ориентированная педагогика высшей школы / В. В. Гура, В. В. Василовский // Труды профессорско-преподавательской конференции ТРТУ. – Таганрог, 1995. – С. 54–57.
31. Гура, В. В. Концепт «архетипа» как культурологическое понятие // Труды профессорско-преподавательской конференции ТРТУ. – Таганрог, 1995. – С. 122–123.
32. Гура, В. В. Культурологическое образование в техническом вузе / В. В. Гура, И. Л. Луцкая // Образование в поисках человеческих смыслов: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. – С. 196–209.
33. Гура, В. В. Диалоговая концепция культуры как теоретико-методологическое основание личностно-ориентированного образования / В. В. Гура, И. Л. Луцкая // Образование в поисках человеческих смыслов: монография. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. – С. 37–47.
1998
34. Гура, В. В. Концепция личностно-ориентированной технологии обучения в высшей технической школе // Проблемы инженерного образования на пороге XXI века: мат-лы XXVII Международ. симпозиума по инженерной педагогике. – М.: Сентябрь, 1998. – Т. 1. – С. 91–95.
35. Гура, В. В. Культурология: учеб. пособие / В. В. Гура и др. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. – 172 с.
36. Гура, В. В. Информационно-культурологический подход к моделированию социокультурной среды личности // Взаимодействие человека и культ: теоретико-информ. подход: мат-лы Международ. симпозиума. – Таганрог, 1998. – С. 34–39.
2000
37. Гура, В. В. Дистанционное образование в контексте современной культуры // Известия Южного отделения Российской академии образования. – Ростов н/Д., 2000. – С. 85–91.
38. Гура, В. В. Концепция медиаобразовательной среды в дистанционном образовании // Проблемы регионального управления: мат-лы первой Международ. науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2000. – С. 43–47.
2001
39. Гура, В. В. Создание информационно-образовательной среды вуза на базе наукоемких и личностно-орентированных технологий // Труды Всероссийской научно-практической конференции НТО. – Таганрог; Геленджик, 2001. – С. 91–94.
40. Гура, В. В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды вуза // Известия Южного отделения Российской академии образования. – Ростов н/Д., 2001. – Вып. III. – С. 139–142.
41. Гура, В. В. Теоретические модели обучения практике социальных педагогов и работников // Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. – Таганрог: Изд-во таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – С. 102–107.
42. Гура, В. В Социально-педагогическая теория как действенный синтез современного человекознания // Теоретические и практические проблемы соц. педагогики. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – С. 9–14.
2002
43. Гура, В. В. Методические указания по написанию и оформлению реферата и курсовой работы по педагогическим и психологическим дисциплинам / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. – 20 с.
44. Гура, В. В. Методические указания по написанию и оформлению квалификационной работы по педагогическим и психологическим дисциплинам / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. – 24 с.
45. Гура, В. В. Дистанционное образование как социокультурный процесс // Технические университеты как центры формирования инженерной элиты ХХ1 века. – М., 2002. – С. 183–192.
2003
46. Гура, В. В. Система проектирования электронных образовательных ресурсов / В. В. Гура, С. Б. Дикарев. – Ростов н/Д.: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. – 100 с.
47. Гура, В. В.Социально-педагогическая работа с агрессивными подростками в условиях временного заключения // Проблемное детство: диагностика и коррекция: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. – С. 35–39.
2004
48. Гура, В. В. Проектирование адаптивных информационных и образовательных систем / С. Б. Дикарев, А. Н. Целых, В. В. Гура // Информационные технологии в науке, образовании и производстве (ИТНОП): мат-лы Международ. науч.-техн. конф. 11–12 мая 2004 г. – Орел: Изд-во ГТУ, 2004. – Т. 4. – С. 78–82.
2005
49. Гура, В. В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Медиаобразование. – 2005. – № 1. – С. 77–81.
50. Гура, В. В. Методологические аспекты педагогического моделирования и проектирования информационно-образовательных сред (личностно-ориентированный подход) // Педагогика: семья, школа, общество: монография / под ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2005. – Кн. 4. – С. 69–76.
51. Гура, В. В. Лекция-диалог как средство активизации творческого мышления студентов / В. В. Гура, С. Ю. Шалова // Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе: сб. науч. тр. – Таганрог, 2005. – С. 123–128.
52. Гура, В. В. Метод проектов в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Психолого-педагогическая диагностика» // Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе: сб. науч. тр. – Таганрог, 2005. – С. 98–103.
53. Гура, В. В. Синергетический подход в педагогическом проектировании электронных медиаобразовательных ресурсов и сред // Педагогика: семья, школа, общество: монография / под ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2005. – Кн. 5. – С. 233–240.
2006
54. Гура, В. В. Эволюция: от электронного учебника к медиаобразовательной среде // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. – М.; Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. – С. 203–208.
55. Гура, В. В. Информационное обеспечение профессиональной социализации студентов // Психолого-педагогические аспекты социализации личности: монография / отв. ред. Т. Д. Молодцова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2006. – С. 142–151.
56. Гура, В. В. Диагностические аспекты социализации личности // Психолого-педагогические аспекты социализации личности: монография / отв. ред. Т. Д. Молодцова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2006. – С. 31–35.
57. Гура, В. В. От электронного учебника к электронной образовательной среде // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 5. Спецвыпуск «Педагогика». – С. 147–156.
58. Гура, В. В. Теория педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных медиаобразовательных ресурсов // Научная мысль Кавказа. – 2006. – Спецвыпуск № 1. – С. 53–56.
59. Гура, В. В. Фундаментальность и наукоёмкость как качественные характеристики современного открытого образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2006. – Общественные науки. Приложение № 3. – С. 86–92.
60. Гура, В. В. Синергетический подход в педагогическом проектировании электронных медиаобразовательных ресурсов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2006. Общественные науки. Спецвыпуск. – С. 47–50.
61. Гура, В. В. Проблема гуманитарной экспертизы электронных образовательных ресурсов // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. – М.: Смысл, 2006. – С. 424–428.
62. Гура, В. В. Системный поход при педагогическом проектировании медиабразовательной среды // Известия ТРТУ. – 2006. – Тематический выпуск. Гуманитарные науки в современном мире. № 2. – С. 118–122.
63. Гура, В. В. Медиакультура как когнитивный фильтр для медиавирусов // Медиаобразование. – 2006. – № 2. – С. 16–21.
64. Гура, В. В. Теория и практика педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов: учеб. пособие. – Таганрог: Изд-во Кучма Ю.Д., 2006. – 80 с.
65. Гура, В. В. Гуманитарный потенциал педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Педагогика: семья, школа, общество / под ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж, 2006. – Кн. 6. – С. 87–96.
66. Гура, В. В. Некоторые подходы к проектированию адаптивных систем // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2006. – № 5 (23). – С. 37–41.
2007
67. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: монография / В. В. Гура. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – 320 с.
68. Гура, В. В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакомпетентности // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С. 87–99.
69. Гура, В. В. Гуманитарный потенциал педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 32–41.
2008
70. Гура, В. В. Идеи постмодернизма и педагогическое проектирование электронных образовательных систем гуманитарного образования // Решение теоретических и организационно-педагогических проблем содержания гуманитарного образования: мат-лы IX науч.-практ. конф. – Волгодонск, 2008. – Ч. 2. – С. 96–104.
71. Гура, В. В. Компетентностный подход в подготовке социальных педагогов: монография / В. В. Гура и др. – Таганрог, 2008.
2009
72. Гура, В. В. Проектирование сквозной образовательной программы социальных педагогов на основе компетентностного подхода // Модульно-компетентностный подход в разработке образовательного контента и обеспечении качества подготовки специалистов в условиях ИКТ-обучения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – М., 2009. – С. 97–103.
73. Гура, В. В. Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов к работе в ДОЛ // Компетентностный подход в системе дополнительного образования детей: мат-лы городской науч.-практ. конф. – Таганрог, 2009. – С. 13–18.
74. Гура, В. В. Создание виртуальных студенческих сообществ как фактор развития информационной культуры молодежи // Информационная культура молодежи: региональный аспект: сб. науч. тр. регион. науч. конф. – Северодвинск, 2009. – С. 21–28.
75. Гура, В. В. Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 2009. – С. 16–22.
76. Гура, В. В. Компетентностная парадигма подготовки социальных педагогов // Социальная педагогика: традиции и инновации: мат-лы всерос. конгресса соц. педагогов с международ. участием. – Екатеринбург, 2009. – Ч. 2. – С. 61–68.
2010
77. Гура, В. В. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / В. В. Гура, Л. А. Турик, И. П. Терновая. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2010. – 104 с.
78. Гура, В. В. Сетевые аспекты повышения учебно-познавательной активности студентов // Повышение учебно-познавательной активности студентов за счет совершенствования качества образовательного процесса: труды XI межвуз. науч.-практ. конф. – Волгодонск, 2010.
79. Гура, В. В. Электронная информационная среда как зона риска для социализации детей и подростков // Социальные риски в современном поликультурном обществе: социально-педагогические, культурологические и психологические аспекты: сб. науч. тр. областной науч.-практ. конф. – Таганрог, 2010. – С. 7–13.
80. Гура, В. В. Социальные сети как пространство развития социальных инициатив молодежи // Социально-педагогические проблемы детей и молодёжи. – Ростов н/Д., 2010. – С. 35–42.
2011
81. Гура, В. В. Волонтерская деятельность будущих социальных педагогов в детском доме как условие формирования профессиональных компетенций / В. В. Гура, А. В. Макаров, Е. Л. Буршит // Приложение к 14 выпуску Международного научного альманаха. Таганрог; Актюбинск, 2011. – С. 40–44.
82. Гура, В. В. Педагогические идеи Селестена Френе как основа практического медиаобразования // Инновации в образовании. – 2011. – № 3. – С. 41–49.
83. Гура, В. В. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства // Мат-лы II Международ. междисциплинарной науч.-практ. конф. – Пятигорск, 2011. – С. 84–97.
84. Гура, В. В. Роль социальной среды в социальной адаптации школьников и студентов // Школа-ВУЗ: проблемы адаптации личности в системе непрерывного образования: монография / под ред. проф. Т. Д. Молодцовой. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. – Таганрог, 2011. – С. 35–46.
2012
85. Гура, В. В. Корпоративный менеджмент (психологические аспекты деловой личностно-ориентированной коммуникации) / В. В. Гура. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012. – 96 с.
86. Гура, В. В. Диагностика индивидуальных особенностей педагогов и студентов как условие повышения эффективности образовательного процесса // Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в условиях вузовского социума: монография / Т. Д. Молодцова и др.; под ред. проф. Т. Д. Молодцовой. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова», 2012, – С. 68–92.
2013
87. Gura, V. V. Evolution of practical media education in Russia (XX century) // The current state of media education in Russia in the context of world trends / eds. K. Razlogov, А. Fedorov. – Moscow: Russian institute of cultural studies, 2013. – P. 17–25.
|