Челышева
Ирина
Викториновна

Научная, педагогическая и общественная деятельность


Челышева Ирина Викториновна с отличием закончила факультет педагогики и методики воспитательной работы ТГПИ в 1987 году. 13 лет работала в средней школе № 36 г. Таганрога Ростовской области. За время работы имела благодарности администрации школы и городского отдела народного образования за добросовестную работу и участие в инновационной педагогической деятельности.

В 2000 году была принята на работу в Таганрогский государственный педагогический институт (факультет социальной педагогики) на должность ассистента кафедры социокультурного развития личности. В том же году поступила в аспирантуру ТГПИ заочной формы обучения.

В 2002 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Основные этапы развития медиаобразования в России» в Воронежского государственном педагогическом университете. В 2004 г. стала доцентом кафедры социокультурного развития личности, в 2005 – заместителем заведующего кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ, в 2008 – зав. кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ. По результатам научных достижений 2009–2012 гг. кафедра, возглавляемая И. В. Челышевой, занимает первой место в вузе.

Круг научных интересов доцента И. В. Челышевой – медиаобразование, проблемы медиакультуры, история медиапедагогики и т.д.

Ирина Викториновна – неоднократная участница научных конференций

(в том числе и международных). Постоянно работает над повышением своего научного и профессионального потенциала, проходя курсы повышения квалификации и принимая участие в разработке научных программ по разным направлениям своей деятельности: по истории кино- и медиаобразования в России и за рубежом, философии медиакультуры, инновационным медиаобразовательным технологиям в образовании и др.

И. В. Челышева – руководитель грантовых исследований по проблемам медиакультуры и медиаобразования: РГНФ 12-06-00139 «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960–2011)», РГНФ 11-46-93005/к «Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания», 08-06-94048а/к «Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности»; CRC (2008–2009) (Будапешт) «Трансформация женского образа в кинематографе советского и постсоветского периода (1950–2000 гг.)» и др.

Ирина Викториновна – неоднократно была исполнителем по ряду НИР: грант Ано-ИНО-центр МИОН, 2004, № КТК 031/2-3-03, «Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России»; РГНФ: 2009–2010, № 09-03-00032а/Р «Сравнительный анализ трансформация тематики образа России на западном экране от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2008)», РГНФ, 2008–2009, № 08-06-12103в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование»), РГНФ, 2004–2006, № 04-06-00038а «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада. Программа Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», 2003–2005. НШ-657.2003.6. «Медиаобразование будущих педагогов», Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006–2008 гг.) Министерства образования и науки РФ. Проект РНП.2.1.3.491; Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009–2013) проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (руководитель проектов – А. В. Федоров) и др.

За годы научно-педагогической деятельности И. В. Челышевой опубликовано более 200 научных трудов, в числе которых монографии, учебные пособия, статьи, опубликованные в журналах «Высшее образование в России», «Искусство и образование», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Инновации в образовании», «Философия права», «Дополнительное образование», «Медиатека», «Медиаобразование» и др. И. В. Челышева разработала более 15 авторских программ учебных курсов для студентов педагогического института.

В 2010 году награждена грамотой Министерства образования РФ.

Член Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.


Заслуги, награды,
гранты, полученные на научно-исследовательские проекты


2002 – член научно-исследовательского коллектива программы «Университеты России» (2002–2003).

2003 – член научно-исследовательского коллектива программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (2003–2005 гг.) НШ-657.2003.6 – «Медиаобразование будущих педагогов».

2004 – член научно-исследовательского коллектива гранта Ано-ИНО-центр МИОН, 2004, № КТК 031/2-3-03 «Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России». Член научно-исследовательского коллектива гранта (2004–2006 гг.) № 04-06-00038а «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада». Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2004 – лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2006 – член научно-исследовательского коллектива Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Министерства образования и науки РФ. Проект РНП.2.1.3.491. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования. Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2007 – Лауреат премии РЦМО «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования. Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (2 место). Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2008 – руководитель грантового исследования CRC (2008–2009) (Будапешт) «Трансформация женского образа в кинематографе советского и постсоветского периода (1950–2000 гг.)». Руководитель грантового исследования РГНФ 08-06-94048а/к «Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности». Член научно-исследовательского коллектива РГНФ (2008–2009 гг.) № 08-06-12103/в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование». Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (3 место). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования. Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2009 – член научно-исследовательского коллектива гранта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009–2013 гг.) проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», член научно-исследовательского коллектива РГНФ: (2009–2010 гг.) № 09-03-00032а/Р «Сравнительный анализ трансформация тематики образа России на западном экране от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2008)». Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования. Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2010 – лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования. Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ. Награждена грамотой Министерства образования РФ.

2011 – руководитель грантового исследования РГНФ 11-46-93005/к «Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания». Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место). Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.

2012 – руководитель грантового исследования РГНФ (2012–2014 гг.) № 12-06-00139 «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960–2011)». Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место). Лауреат научно-исследовательского гранта по тематике медиаобразования ТГПИ.


Диссертация


1. Челышева, И. В. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / И. В. Челышева; Воронеж. гос. пед. ун-т; науч. рук. А. В. Федоров. – Воронеж, 2002. – 203 с.


Библиография трудов


2001

1. Челышева, И. В. Использование мультимедиа в организации досуговой деятельности школьников // Теоретические и практические проблемы социальной педагогики / отв. ред. Т. Д. Молодцова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – С. 68-71.

2. Челышева, И. В. Роль медиаобразования в развитии гуманитарной культуры личности // Гуманитарная культура специалиста / под ред. М. А. Молчанова, В. Г. Кабарухина, Е. П. Александрова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2001. – С. 112-115.

3. Челышева, И. В. Роль медиа в обновлении российского образовательного процесса // II научно-практическая конференция преподавателей и студентов: тез. докл. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2001. – С. 200-205.

4. Челышева, И. В. История развития российского медиаобразования в 20–30 гг. // Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий: сб. науч. тр. / под ред. А. К. Юрова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – С. 89-92.


2002

5. Челышева, И. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с.

6. Челышева, И. В. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. … канд. пед. наук / И. В. Челышева; Воронеж. гос. пед. ун-т; науч. рук. А. В. Федоров. – Воронеж, 2002. – 203 с.

7. Челышева, И. В. Genesis of russian media education // Медиаобразование как часть воспитания гражданина: мат-лы науч.-практ. конф. – Львов, 2002. – С. 79-82.

8. Челышева, И. В. Зарождение российского медиаобразования // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент: мат-лы Международ. науч.-практ. конф. / ГУУ. – М., 2002. – С. 60-62.

9. Челышева, И. В. Программа учебного курса «Введение в педагогическую профессию» // Программы по специальности «Социальная педагогика» (0313000) (по дисциплинам специализации (031304) «Социальная педагогическая деятельности в учреждениях дополнительного образования»: сб. учеб. программ. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. – С. 86-103.


2003

10. Челышева, И. В. Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками // Проблемное детство: диагностика и коррекция / под ред. К. М. Хоруженко, Т. Д. Молодцовой. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. – С. 44-48.

11. Челышева, И. В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства // Дополнительное образование. – 2004. – № 3. – C. 62-63.


2004

12. Челышева, И. В. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России / И. В. Челышева и др. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 188 с.

13. Челышева, И. В. Models of Media Education in Russia / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Media competences in the society of knowledge / W. Strykowski, W. Skzydlewski. – Poznan: Ofisyna Edukacyjna Wydawnictwa eMPi2 s.c., 2004. – P. 364-368.

14. Челышева, И. В. Диагностика и формирование творческих способностей младших школьников средствами телевидения // Теория и практика проведения социально-педагогического исследования / под ред. проф. Т. Д. Молодцовой, проф. К. М. Хоруженко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004. – С. 88-94.

15. Челышева, И. В. Медиаобразование в современной России: основные модели / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – C. 34-40.

16. Челышева, И. В. Телевидение и мультимедиа в системе медиаобразования в России // Искусство и образование. – 2004. – № 5 (31). – С. 44-50.


2005

17. Челышева, И. В. Истоки и перспективы развития эстетически ориентированного медиаобразования в России // Досуг. Творчество, Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии. – Омск, 2005. – С. 5-8.

18. Челышева, И. В. Проблема анализа медиатекста в формировании информационной культуры личности // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: сб. мат-лов науч.-практ. конф. – М.: Изд-во ф-та журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. – Ч. 2. – С. 270-271.

19. Челышева, И. В. Зарождение и начало развития медиаобразования в России (1900–1934) // Медиаобразование. – 2005. – № 1. – С. 7-25.

20. Челышева, И. В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (1935–1968) // Медиаобразование. – 2005. – № 2. – С. 4-29.

21. Челышева, И. В. Творческие занятия со студентами на материале эстетически ориентированного медиаобразования // Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе / под ред. проф. Т. Д. Молодцовой. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. – С. 118-123.

22. Челышева, И. В. Развитие медиаграмотности школьной и молодежной аудитории как актуальная проблема российского образования // VI науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 15-16 апр. 2005 г.: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. – Т. 1. – С. 220-225.

23. Челышева, И. В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986–1991). Основные даты медиаобразования в России // Медиаобразование. – 2005. – № 4. – С. 4-23.

24. Челышева, И. В. Программа учебного курса «История медиаобразования» // Медиаобразование. – 2005. – № 4. – С. 71-78.

25. Челышева, И. В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992–2005) // Медиаобразование. – 2005. – № 5. – С. 4-32.

26. Челышева, И. В. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа медиаобразования // Медиаобразование. – 2005. – № 6. – С. 4-14.


2006

27. Челышева, И. В.Теория и история российского медиаобразования / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 204 с.

28. Челышева, И. В. Профориентология: теория, история, практика / В. С. Шаповалова, И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

29. Челышева, И. В. Анализ и интерпретация медиатекста в отечественном медиаобразовании// Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. мат-лов науч.-практ. конф. – М.: Изд-во ф-та журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – Ч. II. – С. 553-554.

30. Челышева, И. В. Медиаобразование продолжается // Медиаобразование. – 2006. – № 1. – С. 97-102.

31. Челышева, И. В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском кинообразовании: основные подходы и тенденции // Медиаобразование. – 2006. – № 2. – С. 4-15.

32. Челышева, И. В. Проблема насилия в жизни общества и на экране // Медиаобразование. – 2006. – № 3. – С. 124-125.

33. Челышева, И. В. Медиаобразование продолжается // Журналистика и медиарынок. – 2006. – № 2. – С. 50-51.

34. Челышева, И. В. Основные тенденции развития медиаобразования в постсоветском пространстве // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. науч. тр. Международ. науч.-практ. конф. 25-27 сент. 2006 г. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 208-214.

35. Челышева, И. В.Основные направления медиаобразовательных педагогических технологий в России // Образовательная среда сегодня и завтра: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. 27–30 сент. 2006 г. / отв. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2006. – С. 610-614.

36. Челышева, И. В.Развитие эстетической концепции в отечественном медиаобразовании // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры: сб. науч. тр. – М., 2006. – Вып. 6. – С. 34-40.

37. Челышева, И. В. Генезис теоретических и терминологических подходов к российскому медиаобразованию // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – 2006. – № 2. – С. 147-152.

38. Челышева, И. В.Первые шаги в освоении семейной медиаграмотности // Медиатека. – 2006. – № 3. – С. 37-38.

39. Челышева, И. В. Развитие медиаобразования в России на материале ТВ и мультимедиа // Медиатека. – 2006. – № 4. – С. 31-34.


2007

40. Челышева, И. В. Медиаобразование и менеджмент: история развития: учеб. пособие / И. В. Челышева, В. С. Шаповалова. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. – 216 с.

41. Челышева, И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособие для вузов / И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина; отв. ред. А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. – 162 с.

42. Челышева, И. В. Проблемы медиаобразования: научная школа под руководством А. В. Федорова / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. – 212 с.

43. Челышева, И. В. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю. Н. Усова / И. В. Челышева и др. – Таганрог: Изд-во Кучмы, 2007.

44. Челышева, И. В. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю. Н. Усова / И. В. Челышева и др. – Таганрог: Изд-во Кучмы, 2007. – 220 с.

45. Челышева, И. В. Проблемы и перспективы современного российского медиаобразования на материале мультимедийных технологий // Образовательные технологии ХХI века: мат-лы седьмой городской науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. – М., 2007. – С. 165-167.

46. Челышева, И. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей / А. В. Федоров, И. В. Челышева //Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С. 52-87.

47. Челышева, И. В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском медиаобразовании и развитие познавательных интересов студентов // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С. 99-111.

48. Челышева, И. В. Вивчення iсторii росiйскоi медиаосвiти у пiдготовцi студентiв педагогiчних ВНЗ // Збiрник наукових праць Бердяньского державного педагогiчного унiверситету. Педагогiчнi науки. – 2007. – № 2. – С. 136-139.

49. Челышева, И. В.Российское медиаобразование и детская журналистика в ХХ столетии: основные исторические тенденции // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства. – Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2007. – Вып. 1. – С. 138-142.

50. Челышева, И. В.Анализ, оценка и интерпретация медиатекста в процессе вузовского медиаобразования // Медиакультура новой России: мат-лы Международ. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. – Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007. – Т. 2. – С. 461-469.

51. Челышева, И. В. Критический анализ медиатекста: теоретические аспекты проблемы // Медиаобразование. – 2007. – № 4. – С. 9-18.

52. Челышева, И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе // PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция: тез. докл. IV всерос. межвуз. науч.-практ. конф. 14-15 нояб., 2007 г. / отв. ред. Л. Н. Гончаренко. – СПб.: Изд-во СПбГИУЭУ, 2007. – С. 217-221.

53. Челышева, И. В. Подготовка студентов педагогических вузов в рамках специализации «Медиаобразование» // Медиаобразование: от теории к практике: сб. науч. тр. 1 всерос. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», 20–21 нояб. 2007 г. / сост. И. В. Жилавская. – Томск: Изд-во НОУ ВПО ТИИТ, 2007. – С. 155-157.

54. Челышева, И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в формировании информационно-коммуникативной компетентности // Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала ХХ1 века: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. 13–15 нояб. 2007 г. / Пермский ун-т. – Пермь, 2007. – С. 545-549.

55. Челышева, И. В. Роль и значение медиа в жизни современного школьника // Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества. – 2007. – № 2. – С. 22-26.


2008

56. Челышева, И. В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов / И. В. Челышева. – Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. – 300 с.

57. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 184 с.

58. Челышева, И. В. Личностное развитие детей и молодежи в медийном пространстве: перспективы технологии критического мышления // Технология психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе формирования их личности на этапе межпоколенческого перехода. 11-12 апр. 2008 г. / Известия Академии педагогических и социальных наук. – М.; Воронеж: Изд-во МГПСИ: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – Ч. 1. – С. 318-322.

59. Челышева, И. В. Проблемы и перспективы использования мультимедиа и телекоммуникационных технологий в отечественном медиаобразовании // Новые информационные технологии в образовании: мат-лы Международ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 26-28 февр. 2008 г. / Рос. гос. проф. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – Ч. 2. – С. 100-103.

60. Челышева, И. В. Основные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте медиаобразовательной парадигмы // Традиции. Духовность. Правопорядок: мат-лы третьей всерос. науч. конф. 16-17 мая 2008 г. / под общ. ред. А. И. Числова, С. А, Шостакова. – Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2008. – С. 105-107.

61. Челышева, И. В. Потенційні можливості медіаосвіти в роботі з "важкими" підлітками // Відкритий урок. – 2008. – № 2. – С. 55-56.

62. Челышева, И. В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В. В. Савчука. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008. – С. 325-330.

63. Челышева, И. В. Развитие медиаобразования в Уральском регионе – новые перспективы развития // Медиаобразование. – 2008. – № 2. – С. 14-18.

64. Челышева, И. В. Опыт Тверской школы медиаобразования: кино в формировании творческого потенциала подрастающего поколения // Медиаобразование. – 2008. – № 2. – С. 124-128.

65. Челышева, И. В. Актуальные проблемы развития медиаграмотности младших школьников в современном образовательном процессе // Образовательные технологии ХХI века: мат-лы восьмой городской науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. – М., 2008. – С. 243-246.

66. Челышева, И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в процессе медиаобразования // Интеллект. Культура. Образование: мат-лы всерос. науч. юбилейной конф., посв. 75-лет. со дня рождения академика РАО И. С. Ладенко. 16–18 сент. 2008 г. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. – С. 70-71.

67. Челышева, И. В. Методические основы подготовки будущих педагогов к медиаобразовательной деятельности в условиях ДОЦ // Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности: мат-лы 1 Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Д. Молодцовой, В. Н. Вараксина. – Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. – С. 133-137.

68. Челышева, И. В. Развитие критического мышления будущих учителей в процессе подготовки к профессиональной медиаобразовательной деятельности // Проблеми трудовой i профессiйноi пiдготовки: науково-методичний збiрник. – Словянськ: Печатный двор, 2008. – Вип. 12. – С. 52-58.

69. Челышева, И. В. Проблемы и перспективы развития детской журналистики в постсоветском пространстве // Информационное поле современной России: практики и эффекты: мат-лы пятой Международ. науч.-практ. конф. / под ред. В. З. Гариффулина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С. 236-240.

70. Челышева, И. В. Философские аспекты критического анализа и интерпретации произведений медиакультуры // Науковий вiсник Бердянського державного педагогiчного унiверситету. Гуманiтарнi науки. – 2008. – № 1. – С. 168-172.

71. Челышева, И. В. Влияние современных масс-медиа на здоровье и развитие подрастающего поколения // Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества. – 2008. – № 3. – С. 14-19.

72. Челышева, И. В. Масс-медиа и нравственные ориентиры современной российской молодежи // Молодежь и будущая Россия: мат-лы третьей всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. – М., 2008. – С. 469-471.

73. Челышева, И. В. Генезис методики эстетически ориентированного медиаобразования в России // Искусство и образование. – 2008. – № 6 (56). – С. 104-115.

74. Челышева, И. В. Личностное развитие школьников в информационном пространстве: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной культуры специалистов ХХ1 века в техническом университете: тр. 8 Международ. науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во Санкт-петерб. гос. политех. ун-та, 2008. – Ч. 3. Коммуникативное пространство профессиональной культуры: коммуникативные стратегии информационного общества. – Кн. 1. – С. 206-215.


2009

75. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд. центр ТГПИ, 2009. – 320 с.

76. Челышева, И. В. Семинар ЮНЕСКО в Таллине – новые перспективы развития информационного общества // Медиаобразование. – 2009. – № 1. – С. 5-8.

77. Челышева, И. В.Структурный анализ экранных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере передач жанра реалити-шоу) // Медиаобразование. – 2009. – № 1. – С. 50-59.

78. Челышев, И. В. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников // Медиаобразование. – 2009. – № 1. – С. 59-67.

79. Челышева, И. В. От медиакультуры – к медиаменеджменту // Медиаобразование. – 2009. – № 1. – С. 86-90.

80. Челышева, И. В. Интерактивные формы и методы работы с медиатекстом в начальной школе // Образовательные технологии ХХI века: мат-лы девятой городской науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. – М., 2009. – С. 161-164.

81. Челышева, И. В. Медиаобразование для педагогов: становление традиции // Медиаобразование. – 2009. – № 2. – С. 6-8.

82. Челышева, И. В. Анализ культурной мифологии аудиовизуальных медиа-текстов на занятиях в студенческой аудитории (на материале фильмов мелодраматического жанра) // Медиаобразование. – 2009. – № 2. – С. 87-99.

83. Челышева, И. В. Сюжетный/повествовательный анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. 2009. – № 2. – С. 99-114.

84. Челышева, И. В. Программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы медиаобразования» // Медиаобразование. – 2009. – № 2. – С. 119-127.

85. Челышева, И. В. Модели медиаобразования: сравнительный анализ / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Инновации в образовании. – 2009. – № 4. – С. 49-59.

86. Челышев, И. В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 285–290.

87. Челышева, И. В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории (на примере изучения телевизионной рекламы) // Медиаобразование. – 2009. – № 3. – С. 25-42.

88. Челышева, И. В. Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н. Михалкова «12») // Медиаобразование. – 2009. – № 3. – С. 42-55.

89. Челышева, И. В. Методы работы с медиапроизведениями в контексте диалога культур // Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности: сб. науч. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. / сост. и общ. ред. А. Н. Долгенко. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – С. 218-222.

90. Челышева, И. В. Программа учебного курса для вузов «История медиаобразования» // Медиаобразование и медиакомпетентность: сб. учеб. программ для вузов / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – С. 59-80.

91. Челышева, И. В. Программа спецкурса «История развития медиаобразования в России» // Медиаобразование и медиакомпетентность: сб. учеб. программ для вузов / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – С. 80-100.

92. Челышева, И. В. Методические подходы в отечественном медиаобразовании (теоретические аспекты проблемы) // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – С. 221-230.

93. Челышева, И. В. Насилие в современных произведениях медиакультуры // Медиаобразование. – 2009. – № 4. – С. 97-100.

94. Челышева, И. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления: проблемы и перспективы дополнительного образования // Компетентностный подход в системе дополнительного образования детей: мат-лы 1 городской науч.-практ. конф. 19 дек. 2009 г. / отв. ред. М. Н. Поволяева. – Таганрог: Изд. центр ТГПИ, 2009. – С. 176-182.

95. Челышева, И. В. Компьютерные игры в жизни школьников: приобретение социального опыта медийной эпохи // Коммуникация и язык в социально-культурном пространстве: междисциплинарный подход: мат-лы Международ. конф. 2–4 дек. 2009 г. / под общ. ред. Е. В. Харченко. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2009. – С. 379-381.

96. Челышева, И. В. Философское обоснование анализа произведений СМИ в контексте изучения социально-экономических и культурных процессов // Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций ХIХ – ХХ вв.: сб. науч. тр. Международ. науч.-практ. конф. 18-19 нояб. 2009 г. / под ред. В. И. Белик, О. И. Лепилкиной; Ставроп. гос. краев. универс. б-ка им. М. Ю. Лермонтова; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 2009. – С. 187-191.

97. Челышева, И. В. Медиаобразование в России: перспективы дальнейшего развития // Информационное поле современной России: практики и эффекты: мат-лы шестой Международ. науч.-практ. конф. 22-24 окт. 2009 г. / под ред. В. З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – С. 386-393.

98. Челышева, И. В. Методические основы анализа произведений медиакультуры // Актуальные задачи медиаобразования: сб. науч.-метод. тр. конф. «Актуальные задачи медиаобразования в условиях расширения общественного участия в управлении образованием. 7-9 дек. 2009 г. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. – С. 52-57.

99. Челышева, И. В. Эстетическое воспитание на материале произведений медиакультуры: путь от истоков к обновлению // Украiньско-росiйськиi педагогiчнi студиii. – Бердянськ; Невинномыськ; Таганрог, 2009. – С. 262-268.


2010

100. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов / И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, Н. П. Рыжих. – Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 232 c.

101. Челышева, И. В. Иконографический анализ аудиовизуальных медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере телевизионных шоу и игровых программ) // Медиаобразование. – 2010. – № 1. – С. 52-68.

102. Челышева, И. В. СМИ и молодежь: в поиске новых ценностей // Журналистика в 2009 году. СМИ в многополярном мире: сб. науч. тр. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во ф-та журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. – Ч. II. – С. 56.

103. Челышева, И. В. Медиа и молодежь: проблемы взаимодействия // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст: мат-лы Международ. науч. конф. 12-13 нояб. 2009 г. – Мн.: Право и экономика, 2010. – С. 472-475.

104. Челышева, И. В. Историко-философский анализ конструирования медиареальности в учении Дж.Беркли // Медиаобразование. – 2010. – № 2. – С. 4-17.

105. Челышева, И. В. Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге // Медиаобразование. – 2010. – № 2. – С. 27-32.

106. Челышева, И. В. Автобиографический (личностный) анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов и телевизионных журналов школьной и молодежной тематики) // Медиаобразование. – 2010. – № 2. – С. 43-55.

107. Челышева, И. В. Семиотический анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере изучения фильмов военной тематики) // Медиаобразование. – 2010. – № 2. – С. 55-68.

108. Челышева, И. В. Эстетическое и духовно-нравственное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Образовательные технологии ХХI века: мат-лы десятой городской науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. – М., 2010. – С. 34-37.

109. Челышева, И. В. Философские аспекты развития медиакомпетентности в процессе высшего профессионального образования на материале произведений медиакультуры // Педагогическое образование: проблемы и перспективы: мат-лы региональной науч.-практ. конф. 27 нояб. 2009 г. (с международ. частием) / под ред. В. К. Кочисова; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. – С. 537-540.

110. Челышева, И. В. Медиаобразование в системе высшего профессионального педагогического образования // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. – М.: Изд-во ф-та журналистики МГУ, 2010. – Т. 2. – С. 19-25.

111. Челышева, И. В. Философско-методологические основы медиаобразования // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. – М.: Изд-во ф-та журналистики МГУ, 2010. – Т. 2. – С. 135-143.

112. Челышева, И. В. Ребенок в мире медиа: роль семьи в освоении медиаграмотности // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 13-23.

113. Челышева, И. В. Медиаобразование в вузе: особенности подготовки будущих социальных педагогов // Инновации в системе высшего образования: мат-лы I всерос. науч.-метод. конф. / НОУ ВПО «Челябин. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина; отв. ред. А. Л. Худобородов. – Челябинск, 2010. – С. 134-138.

114. Челышева, И. В. Конструирование медиареальности в массовом восприятии советской и постсоветской действительности // Культурная память: актуальные проблемы и связь времен: мат-лы Международ. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Воронеж. гос. технол. акад.». – Воронеж: Изд-во ВГТА, 2010. – С. 280-283.

115. Челышева, И. В. Конструирование медиареальности в произведениях массовой культуры // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – 2010. – № 2. – С. 378-387.

116. Челышева, И. В. Этический анализ медиатекстов на занятиях вы студенческой аудитории (на примере мультипликационных фильмов) // Медиаобразование. – 2010. – № 3. – С. 25-41.

117. Челышева, И. В. Идеологический и философский анализ аудиовизуальных медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов детективного и криминально-драматического жанра) // Медиаобразование. – 2010. – № 3. – С. 41-54.

118. Челышева, И. В. Медиаобразование и медиапсихология: пути и перспективы взаимодействия [Электронный ресурс] // Медиапсихология в России: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. первой всерос. науч. видеоконф. с международ. участием, 15-16 нояб. 2010 г. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://mediaconf.sgu.ru/info/reports.php.

119. Челышева, И. В. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и аудиовизуальных медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов комедийного жанра режиссера Л. Гайдая) // Медиаобразование. – 2010. – № 3. – С. 55-76.

120. Челышева, И. В. Идентификационный анализ аудиовизуальных медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере музыкальных клипов) // Медиаобразование. – 2010. – № 4. – С. 49-61.

121. Челышева, И. В. Эстетический анализ аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов-сказок) // Медиаобразование. – 2010. – № 4. – С. 61-75.

122. Челышева, И. В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере новостных, аналитических публицистических телепрограмм) // Медиаобразование. – 2010. – № 4. – С. 75-90.

123. Челышева, И. В. Медиакультура и медиареальность в жизни современного общества потребления // Философия права. – 2010. – № 4. – С. 63-67.

124. Челышева, И. В. Историко-философские проблемы трансформационных процессов репрезентации медийной реальности // Журналистика и медиаобразование – 2010 / под ред. А. П. Короченского, М. Ю. Казак. – Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2010. – С. 323-329.

125. Челышева, И. В. Современные тенденции развития критического мышления в контексте медиаобразовательной парадигмы // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: тез. докл. третьей ежегод. межрегион. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2010. – С. 210-212.

126. Челышева, И. В. Историко-философский дискурс, посвященный репрезентации медиареальности в произведениях массовой культуры // Философия права. – 2010. – № 5. – С. 39-42.

127. Челышева, И. В. Герменевтический анализ культурного контекста на примере кинокомедий Леонида Гайдая // Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества. – 2010. – № 4. – С. 35-38.

128. Челышева, И. В. Медиареальность: среда обитания или протез сознания // Медиафилософия VI. Необратимость трансформации / под ред. В. В. Савчука, А. И. Иваненко. – СПб.: Санкт-петерб. Философское общество, 2010. – С. 3-6.


2011

129. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. – 180 с.

130. Челышева, И. В. Российское медиаобразование в ХХ веке: этапы, цели, методы, организационные формы / И. В. Челышева. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. – 200 с.

131. Челышева, И. В. Анализ произведений аудиовизуальной медиакультуры: теория и практика / И. В. Челышева. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. – 440 с.

132. Челышева, И. В. Подготовка будущего педагога к организации социокультурной деятельности / И. В. Челышева и др. – Таганрог: Изд-во А.Н. Ступина, 2011. – 192 с.

133. Челышева, И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во А. Н. Ступина, 2011. – 128 с.

134. Челышева, И. В. История, теория и методика профориентационной работы в школе / В. С. Шаповалова, И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. – 208 с.

135. Челышева, И. В. Медиакультура и молодежь: новые ценности и идеалы? // Искусство памяти: воспитание национально-культурного сознания молодежи: сб. науч. тр. межрегион. науч.-метод. конф. 24 нояб. 2010 г. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2011. – C. 152-155.

136. Челышева, И. В. Формы, методы и приемы организации медиаобразовательного процесса в школе и вузе // Медиаобразование. – 2011. – № 1. – С. 39-53.

137. Челышева, И. В. Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности и перспективы // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сб. науч. тр. город. науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во А. Н. Ступин, 2011. – С. 11-19.

138. Челышева, И. В. Образ женщины в российском кинематографе разных лет: примеры творческих заданий на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. – 2011. – № 1. – С. 53-61.

139. Челышева. И. В. Перспективные направления развития медиаобразования в России: деятельность научно-образовательных центров // Инновации в образовании. – 2011. – № 3. – С. 77-87.

140. Челышева, И. В. Историко-философский дискурс трансформационных процессов репрезентации медийной реальности // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 3. – С. 86-94.

141. Челышева, И. В. Особенности организации медиаобразовательного процесса в молодежной аудитории // Медиаобразование. – 2011. – № 2. – С. 25-36.

142. Челышева, И. В. Изучение трансформационных процессов репрезентации женского образа в российской кинематографе в студенческой аудитории // Медиаобразование. – 2011. – № 2. – С. 36-47.

143. Челышева, И. В. Развитие медиакомпетентности студентов педагогического вуза: традиции и инновации // Образовательные технологии ХХI века: мат-лы одиннадцатой городской науч.-практ. конф. / под ред. С. И. Гудилиной и др. – М., 2011. – С. 121-123.

144. Челышева, И. В. Взаимодействия медиа и современной детской и молодежной аудитории: «за» и «против» // Медиаобразование. – 2011. – № 3. – С. 31-60.

145. Челышева, И. В. Жизнь в глобальном социокультурном пространстве: феномен медиареальности и проблема национальной безопасности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – М.; Воронеж: Изд-во МГПСИ: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – Ч. 1. – С. 326-328.

146. Челышева, И. В. Личность и медиа: проблемы взаимодействия в современном обществе // Личность и медиа: технологии взаимодействия: сб. науч. тр. ф-та журналистики МГГУ им. А. М. Шолохова / сост. Т. Н. Владимирова, И. В. Жилавская. – М.: Ред.-изд. центр (РИЦ), 2011. – С. 124-139.

147. Челышева, И. В. Проблема конструирования медиареальности в наследии Г. М.Маклюэна // Вестник Воронежского государственного университета. – 2011. – №. 1. – С. 51-54.

148. Подростки и медийное насилие: причины и последствия // Медиаобразование. – 2011. – № 4. – С. 21-30.

149. Челышева, И. В. Методические и технологические подходы к медиаобразовательному процессу: классификация и пути реализации // Медиаобразование. – 2011. – № 4. – С. 79-93.

150. Челышева, И. В. Личность и медиа: тенденции развития современной медиаиндустрии // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 3. – Вып. 1. – С. 183-189.

151. Челышева, И. В. Медиареальность: проблемы нравственного выбора в контексте философского дискурса // Традиция. Духовность. Правопорядок: мат-лы шестой всерос. науч. конф. 20-21 мая 2011 г. – Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2011. – С. 51-52.

152. Челышева, И. В. Жизнь в глобальном социокультурном пространстве: феномен медиареальности // Национальная философия в контексте современных глобальных процессов: мат-лы Международ. науч.-практ. конф., 16–17 дек. 2010 г. / науч.-ред. совет: А. А. Лазаревич идр.; Нац. акад. наук Беларуси; Ин-т философии. – Мн.: Право и экономика, 2011. – С. 120–122.

153. Челышева, И. В. Медиареальность и картина мира: основные этапы развития // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 7. – С. 77-87.

154. Челышева, И. В. Homo ludens в виртуальном мире: конструирование медийного образа // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 8. – С. 81-91.

155. Челышева, И. В. Экранное насилие и проблемы семейного воспитания подростков // Психология человека в современном мире. Социально-психологические проблемы современной семьи и воспитания: мат-лы Международ. науч.-практ. конф. 1-2 окт. 2011 г. / отв. ред. В. А. Кольцова, Г. В. Гавчук. – М.: Свято-Сергиевская православная богословская академия, 2011. – С. 136-138.

156. Челышева, И. В. Анализ произведений медиакультуры как метод понимания медийной реальности // Понимание в коммуникации – 5. – М.: Изд-во Москов. гор. пед. ун-та, 2011. – С. 190-192.

157. Челышева, И. В. Г. М. Маклюэн: точки опоры в конструировании медийной реальности // Проблемы канадоведения в российских исследованиях. – М.; Н. Новгород: НКИ, 2011. – Вып. 4. – С. 211-217.

158. Челышева, И. В. Медиареальность как новый тип социокультурного пространства // Инновации в образовании. – 2011. – № 11. – С. 93-106.

159. Челышева, И. В. Личность и медиа: современные тенденции развития медиаиндустрии и медиаобразования // Информационное поле современной России: практики и эффекты: мат-лы VIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. В. З. Гарифуллина, Р. П. Баканова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. – С. 544-553.

160. Челышева, И. В. «Esse est percipi» Джорджа Беркли и предпосылки возникновения медийной реальности // Вестник Воронежского государственного университета. – 2011. – №. 2. – С. 119-124.

161. Челышева, И. В. Феномен медиареальности: проблемы междисциплинарного дискурса // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры: мат-лы Международ. науч. конф. к 80-летию Института философии НАН Белоруси / науч.-ред. совет: А. А.Лазаревич и др. – Мн.: Право и экономика, 2011. – С. 177-180.


2012

162. Челышева, И. В. Подходы к медиареальности: общество, культура и человек в XVII – XX вв. / И. В. Челышева. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 168 с.

163. Челышева, И. В. Медиареальность: новый тип социокультурной среды / И. В. Челышева. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.

164. Челышева, И. В. История развития социокультурной деятельности в России / И. В. Челышева, Л. И. Лысенко, Т. П. Мышева. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2012. – 180 с.

165. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» / И. В. Челышева и др. – М.: МОО «Информация для всех», 2012. – 614 с.

166. Челышева, И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: основные положения в работе со школьными учителями и преподавателями вузов // Медиаобразование. – 2012. – № 1. – С. 32-42.

167. Челышева, И. В. Медиаобразование подростков: проблемы и перспективы деятельности будущих педагогов // Медиаобразование. – 2012. – № 1. – С. 64-78.

168. Челышева, И. В. Ребенок в мире современной медиакультуры [Электронный ресурс] // Начальная медиашкола: науч.-пед. и культур.-просвет. журнал. – Электрон. дан. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www. mediashola-plus.ru.

169. Челышева, И. В. Сценарные разработки на медиаобразовательных занятиях в школьной аудитории // Медиаобразование. – 2012. – № 2. – С. 52-64.

170. Челышева, И. В. Анализ творческих работ «Рассказ от имени персонажа аудиовизуального медиатекста» в студенческой аудитории // Медиаобразование. – 2012. – № 2. – С. 64-72.

171. Челышева, И. В. Анализ визуального образного обобщения авторской концепции аудиовизуальных медиатекстов в студенческой аудитории // Медиаобразование. – 2012. – № 2. – С. 72-79.

172. Челышева, И. В. Программа медиаобразовательного курса «Медиаобразование младших школьников» // Медиаобразование. – 2012. № 2. – С. 89-95.

173. Челышева, И. В. Медиаобразовательный компонент в работе учителя школы и преподавателя вуза: возможности и перспективы // Медиаобразование. – 2012. – № 3. – С. 36-50.

174. Челышева, И. В. Творческие задания на материале произведений медиа-культуры в медиаобразовательном процессе // Медиаобразование. – 2012. – № 3. – С. 50-82.

175. Челышева, И. В. Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры [Электронный ресурс] // Медиа. Информация, Коммуникация (MIC): : международ. электронный журнал. – Электрон. дан. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http:// mic.org.ru/index.php/t-media.

176. Челышева, И. В. Массмедиа и нравственные ориентиры современной российской молодежи // Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: сб. ст. / Центр гуманит. науч.-информ. исслед., Отд. философии; отв. ред. В. А. Зернов, Г. В. Хлебников; ред.-сост. Д. Г. Шкаев. – М., 2012. – С. 278-283. – (Проблемы философии).

177. Челышева, И. В. Развитие эстетической концепции медиаобразования на материале киноискусства в 50–60-е годы ХХ века: зарождение традиции // Современное состояние медиаобразование в России в контексте мировых тенденций: мат-лы Международ. науч. конф. / отв. ред. К. Э. Разлогов, А. В. Федоров. – М.: Изд-во Российск. ин-та культурологии, 2012. – С. 226-232.

178. Челышева, И. В. Методика и технология эстетического анализа произведений аудиовизуальной медиакультуры в российском медиаобразовательном процессе [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный науч.-пед. журнал Восточной Сибири. – Электрон. дан. – 2012. – № 3. – Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/esteticheskiy_analiz_0.pdf.

179. Челышева, И. В. Развитие идей эстетического воспитания на материале и средствами медиа в отечественной медиапедагогике во второй половине ХХ столетия // Медиаобразование. – 2012. – № 4. – С. 55-61.

180. Челышева, И. В. Интеграция эстетической концепции с основными теориями медиа и медиаобразования в России // Медиаобразование. – 2012. – № 4. – С. 77-84.

181. Челышева, И. В. Традиции эстетического воспитания подрастающего поколения на материале произведений медиакультуры в отечественном образовании // Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства: мат-лы Международ. науч.-практ. конф. 8–10 окт. 2012 г. / ред. кол. под рук. Л. Н. Назаренко. – Херсон: Изд-во ФОП А. В. Трифонов, 2012. – С. 67-71.