Научная, педагогическая и общественная деятельность
Целых Марина Петровна закончила факультет иностранных языков ТГПИ. В течение одного года преподавала иностранный язык. С 1980 г. была принята в ТГПИ, где до 1986 г. работала в различных должностях: лаборанта, старшего лаборанта, вела занятия на условиях почасовой оплаты, работала по совместительству в средней школе № 2 г. Таганрога.
В феврале 1986 года была принята на должность ассистента кафедры педагогики и психологии факультета «Педагогики и методики воспитательной работы» ТГПИ.
В 1988 году М. П. Целых поступила в аспирантуру на кафедру педагогики Ростовского педагогического университета (научный руководитель проф. Е. В. Бондаревская).
В 1994 году диссертация по специальности 13.00.01 (Общая педагогика, история педагогики и образования) на тему «Подготовка студентов к нравственному воспитанию школьников» была успешно защищена в Диссертационном Совете РГПУ.
С сентября 1997 – по сентябрь 2001 работала в должности заместителя декана факультета социальной педагогики, доцента кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института. Ввела работу с выпускниками факультета; контролировала учебный процесс, координировала работу преподавательского состава факультета.
С августа 1999 – по декабрь 1999 являлась участником программы обмена учеными (“Regional Scholar Exchange Program”/ ACTR) и находилась на стажировке на Факультете социальной работы, Университет Пенсильвании, г. Филадельфия, США, где вела научно-исследовательскую работу по проблеме «Развитие образования по социальной работе в США». Во время стажировки выступала с докладом на тему «Социальные проблемы в условиях переходного периода в России», участвовала в работе конференций, семинаров, практических занятий, посещала учебные курсы по истории и философии социальной работы, основам индивидуальной и макро социальной практики, стратегическому планированию в социальном обеспечении и др.; посещала социальные агентства и службы различных направлений. За профессиональные успехи была награждена именным дипломом, сертификатом об участии в конференции социальных работников штата Нью-Джерси.
С сентября 2001 – по декабрь 2001 М. П. Целых проводила научную работу в Центральном Европейском Университете (г. Будапешт, Венгрия). Работала над проектом «Социальная политика и развитие негосударственных социальных служб». Во время стажировки выступала с докладом на тему «Развитие социальных служб в России», посещала учебные курсы по социальной политике, стратегическому планированию в социальной сфере и др. Принимала участие в различных видах деятельности, проводившихся в Центральном Европейском Университете.
В 2002 г. М. П. Целых стала победителем конкурса Центрального Европейского Университета по написанию новых учебных курсов. В 2002/2003 учебном году поддержке фонда Центрального Европейского Университета /г. Будапешт, Венгрия/ разработала и прочитала курс «Теория и практика социализации»). Программа курса размещена на сайте ЦЕУ.
В 2004–2005 г. М. П. Целых являлась стипендиатом программы Фулбрайт и вела научную работу в Пенсильванском университете по теме «Образование социальных работников и развитие негосударственных социальных служб в России и США (сравнительный анализ)».
В 2006 г. М. П. Целых защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования «Становление социальной работы и профессионального образования социальных работников в США: историко-педагогический аспект».
С 2007 года Целых Марина Петровна занимает должность декана факультета иностранных языков.
Круг научных интересов доктора педагогических наук М. П. Целых – теория воспитания, сравнительная педагогика, история социальной работы и социальной педагогики. Ее доклады на конференциях разного уровня в России и за рубежом – Венгрии, Германии, США неизменно вызывают интерес коллег, привлекают внимание специалистов. Последние годы Марина Петровна работает в области сравнительной социальной педагогики, исследуя процессы поэтапного взаимообусловленного развития теории и практики профессиональной социальной работы в зарубежных странах. Являясь лауреатом научно-исследовательских грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ 2007–2009 гг.; РГНФ 2010–2012 гг.), грантов Института Кеннана (США – 2008), Фулбрайта (США, 2011), DAAD (Германия, 2012), она исследует сущность основных исторических и социо-культурных предпосылок, обусловивших генезис, становление и развитие социальной работы в системе социально-педагогической помощи и организации профессионального образования специалистов в США, Великобритании, Германии и других зарубежных странах.
М. П. Целых – участник конференций, симпозиумов, круглых столов по различным проблемам социально-педагогического образования, теории и методики профессионального образования, общей педагогики, истории педагогики и образования.
Профессор М. П. Целых – специалист высокого уровня. Она постоянно работает над повышением своего научного и профессионального потенциала, проходя курсы повышения квалификации и принимая участие в разработке учебных программ и курсов по разным направлениям социально-педагогической деятельности.
Заслуги, награды, гранты,
полученные на научно-исследовательские проекты
2001 – грант Центрального Европейского Университета (Венгрия) на НИР по теме «Социальная политика и развитие негосударственных социальных служб».
2002–2003 – грант Центрального Европейского Университета (Венгрия) на НИР по теме «Теория и практика социализации».
2004–2005 – грант Фулбрайт (США) на НИР по теме «Образование социальных работников и развитие негосударственных социальных служб в России и США (сравнительный анализ)».
2006 – Благодарственное письмо мэра г. Таганрога.
2007–2009 – грант Российского фонда фундаментальных исследований на НИР по теме «Сравнительный анализ развития социальной работы и профессионального образования социальных работников в США и России».
2008 – грант Института Кеннана (США) на НИР по теме «Развитие негосударственных социальных служб в России и США (сравнительный анализ)».
2010 – Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования.
2010–2012 – грант Российского фонда фундаментальных исследований на НИР по теме «Сравнительный анализ развития социальной работы и социально-педагогической деятельности в Великобритании и России».
2011 – грант Фулбрайт (США) на НИР по теме «Взаимодействие социальной работы с режимом государственного управления и социального обеспечения в России, США и Великобритании (сравнительный анализ)».
2012 – грант ДААД (Германия) на НИР по теме «Современные тенденции в развитии социально-педагогической профессии в Германии и России XXI века».
Диссертации
1. Целых, М. П. Подготовка студентов к нравственному воспитанию школьников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования – рус. яз.» / Целых Марина Петровна; Ростовский. гос. пед. ун-т; науч. рук. Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 1994. – 172 с.
2. Целых, М. П. Становление социальной работы и профессионального образования социальных работников в США: историко-педагогический аспект: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования – рус. яз.» / Целых Марина Петровна; Ростовский. гос. пед. ун-т. – Ростов н/Д., 2006. – 350 с.
Библиография трудов
Общий список работ составляет 85 наименований.
2003
1. Целых, М. П. Групповая социальная работа в США / Целых Марина Петровна // Макаренковские чтения: мат-лы III межвуз. науч.-практ. конф. – Волгодонск, 2003.
2004
2. Целых, М. П. Организация и проведение учебной социально-педагогической практики / Целых Марина Петровна, Гура Валерий Васильевич // Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2004.
3. Целых, М. П. Сравнительный анализ социально-педагогической работы с беспризорными и бездомными детьми в России и США / Целых Марина Петровна // Теория и практика проведения социально-педагогических исследований: сб. науч. тр. – Таганрог, 2004.
4. Целых, М. П. Социальная работа с детьми в группах продленного дня в России и США / Целых Марина Петровна // XLVII науч.-практ. конф. ТГПИ. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2004.
5. Целых, М. П. Advancing Quality of Life in Russia trough Social Work Education / Целых Марина Петровна // Sixth International Conference of the International Society For Quality of Life Studies (ISQOLS): «Advancing Quality of Life in a Turbulent World». Nov. 10–14, 2004. – Philadelphia, 2004.
2005
6. Целых, М. П. Role of Social Work Education in Developing Non-governmental Social Services in Russia / Целых Марина Петровна // CSWE 51st annual conference «One world, many cultures, new challenges». Feb. 26 – Mar. 1, 2005. – New York, 2005.
7. Целых, М. П. Теории в социальной работе: методологические вопросы / Целых Марина Петровна // Тез. докл. IV Российского философского конгресса. 24–28 мая 2005 г. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – Т. 1.
8. Целых, М. П. Образование социальных работников США: история и основные тенденции развития (1890–1929 гг.): монография / Целых Марина Петровна. – Ростов н/Дону, 2005.
9. Целых, М. П. Истоки профессионализации образования социальных работников в США / Целых Марина Петровна // Научная мысль Кавказа. – 2005. – № 15. – С. 221–227.
10. Целых, М. П. Подготовка профессиональных работников для индивидуальной и социально-ориентированной благотворительной деятельности в США / Целых Марина Петровна // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. – № S11. – С. 73–80.
11. Целых, М. П. Кейс метод в профессиональной подготовке социальных работников США / Целых Марина Петровна // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. – № S12. – С. 134–142.
2006
12. Целых, М. П. Специализации в профессиональном образовании социальных работников США / Целых Марина Петровна // Проблемы и перспективы развития современной начальной школы в системе непрерывного образования: мат-лы конф. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – С. 159–162.
13. Целых, М. П. Проблема социального сиротства в аспекте национальной безопасности / Целых Марина Петровна // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: тез. докл. ХШ Годичного собрания ЮО РАО и ХХV Южно-Российск. психол.-пед. чтений. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006.
14. Целых, М. П. Становление профессионального образования социальных работников в США (конец XIX в. – первая треть ХХ в.) / Целых Марина Петровна // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 85–94.
15. Целых, М. П. Влияние психоанализа на развитие социальной работы в США / Целых Марина Петровна // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – Специальный выпуск. Философия, право и образование. – С. 80–83.
16. Целых, М. П. Система ценностей в социальной работе США / Целых Марина Петровна // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – № 2 (54). – С. 192–197.
2007
17. Целых, М. П. Университеты и профессия: образование социальных работников в США / Целых Марина Петровна // История науки в философском контексте. Посвящается памяти В. И. Кузнецова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2007. – С. 312–331.
18. Целых, М. П. Социальная работа с детьми и молодежью в США / Целых Марина Петровна // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. науч. тр. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – Вып. 3. – С. 16–20.
19. Целых, М. П. Социальная работа за рубежом: Соединенные Штаты Америки: учеб. пособие / Целых Марина Петровна. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2008
20. Целых, М. П. Исторические корни организации досуговой деятельности / Целых Марина Петровна // Мат-лы 1 Международ. науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. – С. 124–129.
21. Целых, М. П. История возникновения социальной работы в общеобразовательных школах США / Целых Марина Петровна // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. науч. тр. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – Ч. 1. – С. 26–30.
22. Целых, М. П. Модели подготовки социальных работников за рубежом / Целых Марина Петровна // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. – 2008. – Специальный выпуск. – С. 282–288.
23. Целых, М. П. Компетентностный подход в образовании социальных работников США / Целых Марина Петровна // Компетентностный подход при подготовке социальных педагогов: монография / Целых Марина Петровна, Гура Валерий Васильевич. – Таганрог, 2008.
24. Целых, М. П. Компетентностный подход в организации практики при подготовке социального педагога / Целых Марина Петровна // Компетентностный подход при подготовке социальных педагогов: монография / Целых Марина Петровна, Гура Валерий Васильевич. – Таганрог, 2008.
2009
25. Целых, М. П. Роль благотворительного движения в создании системы профессионального образования социальных работников в Великобритании / Целых Марина Петровна // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 107–117.
26. Целых, М. П. Становление психолого-ориентированной социальной работы с детьми в США / Целых Марина Петровна // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. науч. тр. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. – Вып. 5.
27. Целых, М. П. Профессиональный статус социальных работников в Великобритании / Целых Марина Петровна // Социальная педагогика: традиции и инновации: мат-лы конгресса соц. педагогов с международ. участием. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2009. – Ч. 3. – С. 147–151.
28. Целых, М. П. Роль благотворительного движения в создании системы профессионального образования социальных работников в Великобритании / Целых Марина Петровна // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 107–117.
29. Целых, М. П. Интеграционные процессы в социальной работе Великобритании / Целых Марина Петровна // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. – 2009. – Специальный выпуск. – С. 280–285.
30. Целых, М. П. Инновации в социально-педагогическом образовании: проблемы и достижения и перспективы / Целых Марина Петровна // Актуальные проблемы коммуникации и культуры – 9. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2009.
31. Целых, М. П. Компетентностный подход в образовании социальных работников Великобритании / Целых Марина Петровна // Современные тенденции в образовании: мат-лы 3 Международ. науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2009. – С. 194–107.
32. Целых М. П. Современное состояние социальной работы в США: монография / Целых Марина Петровна, Быкина Елена Игоревна. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2009.
2010
33. Целых, М. П. Термин «клиент» в социальной работе Великобритании / Целых Марина Петровна // Наука о языке и Человек в науке: сб. науч. тр. всерос. науч. конф. – Таганрог, 2010. – Т. 2. – С. 269–276.
34. Целых, М. П. Инновации в социально-педагогическом образовании: проблемы и достижения / Целых Марина Петровна // Перспективы развития языкового образования в неязыковом вузе: сб. науч. тр. всерос. науч. конф. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
35. Целых, М. П. Preparing students for the development of nongovernmental social services [Электронный ресурс] / Целых Марина Петровна // Российский вестник программы Фулбрайта. – Электрон. дан. – 2010. – Вып. 9. – С. 18–20. – Режим доступа: http://fulbright.ru/files/Summer%202010%20Vestnik.pdf.
36. Целых, М. П. Негосударственные социальные организации и системе оказания социальных услуг в Великобритании / Целых Марина Петровна // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. – 2010. – № 2. – С. 373–378.
37. Целых, М. П. Социальная работа за рубежом: Великобритани: учеб. пособие / Целых Марина Петровна. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010.
2011
38. Целых, М. П. Роль Мэри Ричмонд в истории развития профессиональной социальной работы Великобритании / Целых Марина Петровна // Педагогика. – 2011. – № 9. – С. 85–94.
39. Целых, М. П. Теоретические основы социальной работы в Великобритании / Целых Марина Петровна // Научные исследования. – Донецк, 2011. – С. 221–228.
2012
40. Целых, М. П. Социальная работа в англоязычных странах: монография / Целых Марина Петровна. – Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2012.
41. Целых, М. П. Супервизорство как метод профессиональной подготовки социальных работников в США / Целых Марина Петровна // Инновации в образовании. – 2012. – № 12. – С. 116–126.
42. Целых, М. П. Организация профессионального образования работников социально-педагогической сферы в Германии / Целых Марина Петровна, Пащенко Юлия Андреевна // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – Т. 135. – № 10. – С. 105–111.
43. Целых, М. П. Психогигиеническое движение как фактор профессионализации социальной работы / Целых Марина Петровна // Вестник ТГПИ. – 2012. – № 1. – С. 109–113.
44. Целых, М. П. Возникновение и развитие психоаналитического подхода в социальной работе США / Целых Марина Петровна // Педагогика. – 2012. – № 10. – С. 93–102.
Диссертации, выполненные под руководством
д-ра пед. наук, доц. М. П. Целых
Кандидаты педагогических наук
1. Буршит, И. Е. Формирование готовности дошкольников к обучению а группах кратковременного пребывания при школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Рус. яз.» / И. Е. Буршит; Волгогр. гос. пед. ун-т; науч. рук. М. П. Целых. – Волгоград, 2006. – 211 с.
|