Федоров
Александр
Викторович

Научная, педагогическая и общественная деятельность


Федоров Александр Викторович окончил Таганрогский государственный радиотехнический институт (1977), киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993) Института художественного образования Российской Академии образования (Москва). Профессор (2004), доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по медиаобразованию в высшей школе (научный консультант – профессор Ю. Н. Усов). Почетный работник высшего профессионального образования. Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003). Главный редактор журнала «Медиаобразование» (с 2005). Член Правления Союза кинематографистов России, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты «Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада).

Работал в прессе, в средних школах, был членом редколлегии журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом университете (РОСНОУ). Свыше 20 лет (1987–2008) заведовал кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ. С 2005 – проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Читает курсы по медиаобразованию, руководит аспирантами по тематике медиаобразования (среди его бывших аспирантов – медиапедагоги Д. Е. Григорова, В. Л. Колесниченко, Г. В. Михалева, Е. В. Мурюкина, Е. А. Столбникова, Н. П. Рыжих, Р. В. Сальный, И. В. Челышева и др.), является главой ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и медиакомпетентности).

Автор нескольких книг по проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 500 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник института Кеннана в России», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин», «Вопросы культурологии», «Встреча», «Высшее образование в России», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Журналистика и медиарынок», «Инновации в образовании», «Инновационные образовательные технологии» (Белоруссия»), «Искусство и образование», «Искусство кино», «Кiно-Коло», «Кино» (Литва), «Киномеханик», «Медиакритика» (Украина), «Медиаобразование», «Медиатека», «Мир образования – образование в мире», «Мнения», «Молодежь и общество», «Мониторинг», «Новини киноекрана», «Педагогика», «Педагогическая диагностика», «Перемена», «Полис: политические исследования», «Практическая психология», «Про кино», «Специалист», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Телекоммуникации и информатизация образования», «Человек», «Школьная библиотека», «Школьные технологии», «Экран», AAN Quaterly, Acta Didactica, Audience (США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cineaste (США), Cinemaction (Франция), Educational Media International, International NGO Journal, Educommunication (Бельгия), Film Threat (США), International Research Forum on Children and Media (Австралия), Media Education Journal (Шотландия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ: Medien + Merziehung (Германия), Panoramiques (Франция), Russian Education and Society (США), Total DVD, The Journal of Media Literacy (США), Thinking Classroom и др.; в газетах «Арт-фонарь», «Деловой экран», «Культура», «Литературная газета», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета», «Первое сентября», «СК-Новости», «Учительская газета», «Экран и сцена» и др.

Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена, ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Старбург, Совет Европы, 2002; Монреаль, 2003; Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Париж, ЮНЕСКО, 2007; Грац, Совет Европы, 2007; Мадрид, ООН-2008, Доха, 2010 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана (W.Wilson Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005), в университете Майнца (2010). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002), на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007), всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008), на всемирном Саммите по инновационному образованию в Дохе (Катар, 2010).


Заслуги, награды,
гранты, полученные на научно-исследовательские проекты


1983 – Премия Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению.

1997–2000 – руководитель НИР по гранту Министерства образования России.

1998, 2006 – руководитель НИР по грантам в области гуманитарных наук Центрально-Европейского университета.

1999–2012 – руководитель НИР в области медиаобразования, медиакультуры по грантам Российского гуманитарного научного фонда.

2000, 2005, 2010 – руководитель НИР по гранту немецкого фонда DAAD.

2001 – Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России.

2001–2002 – победитель конкурса Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

2002–2003 – руководитель НИР по гранту Программы «Университеты России».

2002, 2009 – руководитель НИР по гранту Фонда поддержки научных исследований Франции Foundation – Maison des science de l’homme.

2003 – руководитель НИР по гранту Института Кеннана.

2003–2004 – руководитель НИР по гранту фонда Мак-Артуров.

2003–2005 – победитель всероссийского конкурса ведущих научных школ России по программе Президента РФ.

2004 – руководитель НИР по гранту ECA Alumni (2004).

2004–2005 – руководитель НИР по гранту ИНО-Центр–МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках».

2006–2008 – руководитель НИР по гранту Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки Российской Федерации.

2007 – Приз «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования».

2008 – Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение духовно-культурного наследия России».

2009, 2010 – Диплом Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» – первое место в номинации «Медиаобразование».

2012 – руководство НИР по государственному заданию Министерства образования и науки России, проекта по теме «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы».


Диссертации


1. Федоров, А. В. Система подготовки студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. нау: специальность 13.00.02 / Федоров Александр Викторович; Российская Академия образования; науч. конс. д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Усов. – М., 1993.


Библиография основных трудов


Всего профессором А. В. Федоровым опубликовано свыше 500 научных работ.


2000

1. Федоров, А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. – 2000. – № 2. – С. 33-38.

2. Fedorov, A. (2000). Cinema-Art in the Structure of Russian Modern Arts Education // International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, 5.

3. Fedorov, A. (2000). En Sammenlignende Analyse Mellom Tyskland og Russland // Media I Skole og Samfunn (Norway), 4, 38-41.

4. Fedorov, A. (2000). Media Education in Russia: Past and Present // International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), 2, 7.

5. Fedorov, A. (2000). Russian Teenagers and Violence on the Screen: Social Influence of Screen Violence for the Russian Young People // International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, 5.

6. Fedorov, A. (2000). Summit 2000: Children, Youth, and the Media Beyond the Millennium // Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, 6-8.

7. Fedorov, A. (2000). The digital Media Challenge & Russian Media Education // Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME, 21.

8. Fedorov, A. (2000). Ungdom og Russisk Filmvold // Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, 16-23.

9. Fedorov, A. (2000). Violence in Russian Films and Programmes // International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), 2, 5.


2001

10. Федоров, А. В. Медиаобразование во Франции // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. – № 3. – С. 46-47.

11. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. – Ростов н/Д.: ЦВВР, 2001. – 708 с.

12. Федоров, А. В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001. – № 1. – С. 131-145.

13. Федоров, А. В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. – 2001. – № 2. – С. 57-64.

14. Федоров, А. В. Медиа и медиаобразование / А. В. Федоров, А. А. Новикова // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. – № 11. – С. 15-23.

15. Fedorov, A. (2001). A Russian Perspective // Educommunication (Belgium), 55, 92-95.

16. Fedorov, A. (2001). Data/Videospill: Medievold og Tenaringer // Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, 41.

17. Fedorov, A. (2001). Russiask Medieundervising I Informajons-Alderen // Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, 36-37.

18. Fedorov, A. (2001). Von der Filmpadagocic zur Mediaenpadagogik // MERZ: Mediaen + Merziehung (Germany), 4, 256-261.


2002

19. Федоров, А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 21-26.

20. Федоров, А. В. Медиаобразование в Бельгии // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 97-99.

21. Федоров, А. В. Медиаобразование в Канаде // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 116-118.

22. Федоров, А. В. Медиаобразование в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2002. – № 7. – С. 29-32.

23. Федоров, А. В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. – 2002. – № 2. – С. 84-89.

24. Федоров, А. В. Основные теоретические концепции медиаобразования / А. В. Федоров, А. А. Новикова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2002. – № 1. – С. 149-158.

25. Федоров, А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с.


2003

26. Федоров, А. В. Медиаобразование в зарубежных странах / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучма, 2003. – 238 с.

27. Федоров, А. В. Медиаобразование в контексте «диалога культур» // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 122-126.

28. Федоров, А. В. Медиапедагогика Ю. Н. Усова // Искусство и образование. 2003. – №3. – С. 65-74. – № 4. – С. 78-95.

29. Fedorov, A. (2003). Elektroniske og digitale medier og russiske barn: Problemet med lovregulering // Tilt (Norway), 4, 22-23.

30. Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts’ Opinions // MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.

31. Fedorov, A. (2003). Mediebegivenheter I Washington // Tilt (Norway), 3, 27-28.


2004

32. Федоров, А. В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США-Канада: Экономика, политика, культура. – 2004. – № 1. – С. 77-93.

33. Федоров, А. В. И. С.Левшина: кинокритик и кинопедагог // Искусство и образование. – 2004. – № 6. – С. 75-79.

34. Федоров, А. В. «Курганская школа»: от кинообразования – к медиаобразованию // Искусство и образование. – 2004. - № 4. – С.52 – 70.

35. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучма, 2004. – 340 с.

36. Федоров, А. В. Насилие на экране // Человек. – 2004. – № 5.

37. Федоров, А. В. О. А.Баранов: от киноклуба – к университету // Искусство и образование. – 2004. – № 2. – С. 58-66.

38. Федоров, А. В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 43-51.

39. Федоров, А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 45-49.

40. Федоров, А. В. Права ребенка и насилие на экране // Мониторинг. – 2004. – № 2. – С. 87-93.

41. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучма, 2004. – 414 с.

42. Федоров, А. В. Медиаобразование в США и Канаде / А. В. Федоров, А. А. Новикова // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004. – № 9. – С. 96-104.

43. Федоров, А. В. Медиаобразование в современной России: основные модели / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 34-39.

44. Fedorov, A. (2004). Austrian Issue in the Mirror of Russian Media (1945–1955) // Mediaenimpulse (Austria). – N 12. – P. 37-39.

45. Gilbert, L. (2004). A Model for Media Education Research in Russia and the US / L. Gilbert, А. Fedorov // Educational Media International. – Vol. 41. – N 2. –P. 157-162.


2005

46. Федоров, А. В. А. В. Шариков – пионер российского медиаобразования // Искусство и образование. – 2005. – № 6. – С. 67-79.

47. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучма, 2005. – 314 с.

48. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 134-138.

49. Федоров, А. В. Медиаобразование в ведущих странах Запада / А. В. Федоров, А. А. Новикова. – Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучма, 2005. – 270 с.

50. Fedorov, A. (2005). Media Education and Media Literacy in Knowledge Scocieties // UNESCO Between Two Phases of World Summit on the Information Society. – Moscow: Institute of Information Society, 2005. – P. 273-283.

51. Fedorov, A. (2005). Russia//Media Education in Europe // Media Education Journal. (Scotland). – N 37. – P. 20-21.

52. Fedorov, A. (2005). Russian Teachers’ Attitude to the Problem of Media Education of Pupils and University Students // AAN Quaterly. – 2005. – N 2. – P. 3, 11-14.

53. Fedorov, A. (2005). School Students and Computer Games with Screen Violence // Russian Education and Society. (USA). – Vol. 47. – N 11. – P. 88-96.


2006

54. Федоров, А. В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 24-38.

55. Федоров, А. В. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания // Инновации в образовании. – 2006. – № 2. – С. 5-13.

56. Федоров, А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. – 2006. – № 4. – С. 175-228.

57. Федоров, А. В. Медиаобразование в США: методические подходы / А. В. Федоров, А. А. Новикова // США и Канада: Экономика-Политика-Культура. – 2006. – № 1. – С. 110-119.

58. Fedorov, A. (2006). Media Education Must Become Part and Parcel of the Curriculum // Thinking Classroom. – Vol. 7. – N 3. – P. 25-30.


2007

59. Федоров, А. В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 64-77.

60.Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. – 2007. – № 10. – C. 75-108.

61. Федоров, А. В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла // Инновации в образовании. – 2007. – № 7. – С. 107-116.

62. Федоров, А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. – 2007. – № 4. – С. 30-47.

63. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А. В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.

64. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 40-51.

65. Федоров, А. В. Семиотический анализ на медиаобразовательных занятиях // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 207-217.

66. Федоров, А. В. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – С. 43-75.

67. Федоров, А. В. Теологическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – C. 96-101.

68. Федоров, А. В. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2007. – № 12. – С. 73-90.

69. Fedorov, A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis // Thinking Classroom. – 2007. – № 3. – P. 13-19.

70. Fedorov, A. (2007). Media Violence and Young Audience (NGO Russian Association for Film and Media Education Survey // International NGO Journal. – Vol. 2 (3). – P. 041-050.

71. Fedorov, A. (2007). NGO – Russian Association for Film and Media Education: Experts’ Discussion // International NGO Journal. – Vol. 2 (1). – P. 012-026.

72. Fedorov, A. (2007). Russian Teachers’ Attitudes to the Problem of Media Education of Pupils and University Students // The Good, the Bad and Anexpected: The User and the future of Information and Communication Technologies. – Moscow: Cost and European Science Foundation, 2007.


2008

73. Федоров, А. В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2008. – № 11. – С. 38-44.

74. Федоров, А. В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 4. – С. 60-80.

75. Федоров, А. В. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 8.

76. Федоров, А. В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 12. – С. 117-141.

77. Федоров, А. В. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 2. – С. 73-90.

78. Федоров, А. В. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 10. – С. 26-40.

79. Федоров, А. В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции // Информационные войны. – 2008. – № 4. – С. 96-102.

80. Федоров, А. В. Структурный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2008. – № 6. – С. 101-111.

81. Fedorov, A. On Media Education / А. Fedorov. – Moscow: IСOS UNESCO ‘Information for All’, 2008. – 156 p.


2009

82. Федоров, А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992–2008) // Вища освiта Украiни. – 2009. – № 3. – С. 164-182.

83. Федоров, А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А. В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 c.

84. Федоров, А. В. Автобиографический (личностный) анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2009. – № 1. – C. 118-128.

85. Федоров, А. В. Анализ культурной мифологии медиатекста на занятиях в студенческой аудитории на примере повести А. Беляева «Человек-амфибия» (1927) и ее экранизации (1961) // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2009. – № 12. – С. 4-13.

86. Федоров, А. В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2009. – № 8. – C. 89-110.

87. Федоров, А. В. Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»: первые итоги // Инновации в образовании. – 2009. – № 12. – С. 26-38.

88. Федоров, А. В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960–2008) // Инновации в образовании. – 2009. – № 3. – C. 53-117.

89. Федоров, А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании. – 2009. – № 9. – C. 4-24.

90. Федоров, А. В. Современное медиаобразование во Франции и России (2000-2009) // Инновации в образовании. – 2009. – № 11. – C. 44-68.

91. Федоров, А. В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2009. – № 7. – С. 34-44.

92. Федоров, А. В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2009. – № 7. – C. 42-73.

93. Федоров, А. В. Доминанта «художественной концепции» в зарубежном медиаобразовании в 50–60-х годах XX века / А. В. Федоров, А. А. Новикова/Левицкая // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 3. – С. 56-63.

94. Федоров, А. В. Зарубежные модели медиаобразования: сравнительный анализ / А. В. Федоров, А. А. Новикова/Левицкая // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2009. – № 5. – С. 4-17.

95. Федоров, А. В. Российские интернет-пользователи о медиаобразовании: спектр мнений / А. В. Федоров, А. А. Новикова/Левицкая // Инновации в образовании. – 2009. – № 10. – С. 36-51.

96. Федоров, А. В. Модели медиаобразования: сравнительный анализ / А. В. Федоров, И. В. Челышева // Инновации в образовании. – 2009. – № 4. – C. 19-57.

97. Fedorov, A. Media Education in Russia: A Brief History // Marcus Leaning (Ed.). Issues in Information and Media Literacy: Criticism, History and Policy. Santa Rosa, California: Informing Science Press, 2009. – Р. 167-188.

98. Fedorov, A. (2009). Modern French and Russian Media Education in XXI Century (2000–2009) // Acta Didactica Napocensia. – 2009. – № 4. – Vol. 2. – P. 51-64.

99. Fedorov, A. Results of the First All-Russia Research School for Youth, “Media Education and Media Competence” // Newsletter on Children, Youth and Media in the World. – 2009. – № 2.


2010

100. Федоров, А. В. Дети и медийное насилие: проблемы и тенденции / А. В. Федоров. – Saarbrucken (Germany), 2010. – 376 с.

101. Федоров, А. В. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1991–2010) (на примере фильма «Душка» Й. Стеллинга) // Вопросы культурологии. – 2010. – № 5. – C. 107-112.

102. Федоров, А. В. Критерии и способы оценивания эффективности научно-образовательных центров в области медиапедагогики анализ // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 11. – С. 4-16.

103. Федоров, А. В. Массовое медиаобразование: профессионалы и неофиты // Инновации в образовании. – 2010. – № 8. – С. 102-119.

104. Федоров, А. В. Медиаобразование в немецкоязычных странах // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 4. – С. 4-19.

105. Федоров, А. В. Московские научно-образовательные центры в области медиапедагогики: сравнительный анализ // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 6. – C. 51-75.

106. Федоров, А. В. Научно-образовательные центры Сибири и Урала в области медиапедагогики: сравнительный анализ // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 8. – С. 15-42.

107. Федоров, А. В. Образы холодной войны: проекция политики противостояния на экране // Полис – Политические исследования. – 2010. – № 4. – С. 48-64.

108. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразования / А. В. Федоров. – Saarbrucken, 2010. – 580 с.

109. Федоров, А. В. Тайна двух океанов – роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 1.

110. Федоров, А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010) / А. В. Федоров. – М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. – 202 c.

111. Федоров, А. В. Умберто Эко и семитическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. – 2010. – № 5. – С. 56-61.

112. Федоров, А. В. Актуальность медиаобразовательных центров в современном обществе / А. В. Федоров, А. А. Левицкая // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – № 4. – С. 72-83.

113. Fedorov, A. Media Educational Practices in Teacher Training // Acta Didactica Napocensia. – 2010. – Vol. 3. – № 3. – P. 57-70.

114. Fedorov, A. Russian Media Education Literacy Centers in the 21st Century // The Journal of Media Literacy. – 2010. – Vol. 57. – № 1-2. – P. 62-68.

115. Fedorov, A. Russian Media Education Researches: 1950–2010 // Acta Didactica Napocensia. – 2010. – Vol. 3. – № 4. – P. 49-84.

116. Fedorov, A. Children and Media Violence: Comparative Analysis. – Saarbrucken, 2010. – 164 p.

117. Fedorov, A. Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. – Saarbrucken, 2010. – 364 p.


2011

118. Федоров, А. В. Анализ выполнения студентами творческих заданий медиаобразовательного характера // Инновации в образовании. – 2011. – № 7. – С. 51-58.

119. Федоров, А. В. Герменевтический анализ советской кинофантастики рубежа 1950–1960-х годов и ее американской экранной трансформации на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2011. – № 9. – С. 47-69.

120. Федоров, А. В. Медиаобразовательные центры современной Германии // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 3. – С. 18-44.

121. Федоров, А. В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000–2010): сравнительный анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2011. – № 2. – С. 73-76.

122. Федоров, А. В. Медиапедагоги России: энциклопедический справочник / А. В. Федоров. – М.: МОО «Информация для всех», 2011. – 158 с.

123. Федоров, А. В. Методика анализа медиатекстов на занятиях со студентами: практика кинообразования / А. В. Федоров. –. Saarbrucken, 2011. – 188 c.

124. Федоров, А. В. Образ России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – № 1. – С. 153-158.

125. Федоров, А. В. Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 9. – С. 92-105.

126. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и аналитического мышления в процессе медиаобразования старшеклассников // Школьные технологии. – 2011. – № 3. – C. 89-97.

127. Федоров, А. В. Россия в зеркале западного экрана: тенденции, стереотипы, мифы, иллюзии / А. В. Федоров. – Saarbrucken, 2011. – 264 c.

128. Федоров, А. В. Синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования // Вища освита Украини. – 2011. – Т. 1 (26). – № 3. – Д. 2. – С. 592-604.

129. Федоров, А. В. Синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 5. – С. 4-20.

130. Федоров, А. В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. – 2011. – № 11.

131. Федоров, А. В. Структурный анализ медиатекста: стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В.Виноградова «Восточный коридор» (1966) // Вопросы культурологии. – 2011. – № 6. – С. 110-116.

132. Федоров, А. В. Сюжетный / повествовательный анализ медиатекстов на занятиях в школе // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 96-104.

133. Федоров, А. В., Левицкая А.А. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее / А. В. Федоров, А. А. Левицкая. – Saarbrucken, 2011. – 616 с.

134. Федоров, А. В. Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность / А. В. Федоров, А. А. Левицкая. – Saarbrucken, 2011. – 476 с.

135. Fedorov, A. Media Education Training System for Future Teachers on Screen Arts’ Basis [Электронное издание] // PedActa. – Электрон. дан. – 2011. – Vol. 1. – № 1-2. – P. 43-52. – Режим доступа: http://dppd.ubbcluj.ro/pedacta/

136. Fedorov, A. Alfabetizacion mediatica en el mundo [Электронное издание] // Infoamerica. – Электрон. дан. – 2011. – № 5. – P. 7-23. – Режим доступа: http://www.infoamerica.org/icr/icr_05.htm

137. Fedorov, A. Assessment of Students’ Media Competence: Test Results Analysis [Электронное издание] // Acta Didactica Napocensia. – Электрон. дан. – 2011. – Vol. 4. – № 4. – P. 67-81. – Режим доступа: http://adn.teaching.ro

138. Fedorov, A. (2011). Modern Media Education Models [Электронное издание] // Acta Didactica Napocensia. – 2011. – Vol. 4. – № 1. – P. 73-82. – Режим доступа: http://adn.teaching.ro/ 2065-1430.

139. Fedorov, A. The Growth of Media Education in Russia // WISE – Word Innovation Summit for Education. – Doha: Qatar Foundation, 2011. – P. 107.

140. Fedorov, A. Modern Media Education in Russia: Theory and Practice. – Saarbrucken, 2011. – 120 p.

141. Fedorov, A. Russian Image on the Western Screen: Trends, Stereotypes, Myths, Illusions. – Saarbrucken, 2011. – 228 p.

142. Fedorov, A. Russian Media Education Researches (1950–2010): Past and present. – Saarbrucken, 2011. – 132 p.

143. Fedorov, A. Something about Russian Films: history, themes, genres, directors. – Saarbrucken, 2011. – 148 p.


2012

144. Федоров, А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов / А. В. Федоров. – М.: МОО «Информация для всех», 2012. – 182 с.

145. Федоров, А. В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в школьной аудитории // Школьные технологии. – 2012. – № 4. – С. 138-146.

146. Федоров, А. В. Анализ медийных стереотипов положительного образа России на занятиях в студенческой аудитории (на примере экранизаций романа Жюля Верна «Михаил Строгов») // Инновации в образовании. – 2012. – № 5. – С. 67-78.

147. Федоров, А. В. Анализ стереотипов политически ангажированных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильмов Ренни Харлина «Рожденный американцем» (1986) и «Пять дней в августе» (2011) // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 7. – С. 67-74.

148. Федоров, А. В. Анализ элитарных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. – 2012. – № 8. – С. 82-103.

149. Федоров, А. В. Кинообразование студентов: технология анализа фильмов для массовой и элитарной аудитории / А. В. Федоров. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 92 с.

150. Федоров, А. В. Мифологическая основа современной поп-культуры и ее анализ на занятиях в школьной аудитории // Вестник практической психологии образования. – 2012. – № 1. – С. 118-127.

151. Федоров, А. В. Мифологические основы массовой культуры и обучение сопротивлению влияния медиатекстов // Народное образование. – 2012. – № 6. – С. 259-269.

152. Федоров, А. В. Научное наследие Ю.М. Лотмана и задачи медиаобразования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 6. – С. 18-22.

153. Федоров, А. В. Новые стандарты — реальная возможность для медиапедагогики // Alma Mater – Вестник высшей школы. – 2012. – № 3. – С. 55-58.

154. Федоров, А. В. Практика внедрения массового медиаобразования в Польше на современном этапе // Инновации в образовании. – 2012. – № 10. – С. 33-41.

155. Федоров, А. В. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992–2012) // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 10. – С. 8-16.

156. Федоров, А. В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. – 2012. – № 2. – C. 64-68. – № 3. – C. 73-77.

157. Федоров, А. В. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в школе // Школьные технологии. – 2012. – № 3. – С. 144-149.

158. Федоров, А. В. Украина: практика внедрения массового медиаобразования на современном этапе // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 11. – С. 70-78.

159. Федоров, А. В. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в школьной аудитории // Школьные технологии. – 2012. – № 1. – С. 142-152.

160. Fedorov, A. Analysis of the Soviet Military-Utopian Films of the Second Half of the 1930-es at the Media Studies in Students’ Audience // European Researcher. – 2012. – Vol. (32). – № 10-2. – P. 1792-1803.

161. Fedorov, A. Elevers grep om detektivfortellinger // Tilt. – 2012. – № 1. Mediepedagogene. http://www.mediepedagogene.no/elevers-grep-om-detektivfortellinger

162. Fedorov, A. Media education in Russia and Ukraine: comparative analysis of the present stage of development (1992–2012) [Электронный ресурс] // PedActa. – 2012. – Vol. 2. – № 1. – Режим доступа: http:// dppd.ubbcluj.ro/pedacta/

163. Fedorov, A. Russia and Ukraine: Media Literacy Education Approaches // European Researcher. – 2012. – Vol. 30. – № 9-3. – P. 1556-1578.

164. Fedorov, A. The Contenporary Mass Media Education in Russia: In Search for New Theoretical Conceptions and Models [Электронный ресурс] // Acta Didactica Napocensia. – 2012. – № 1. – Vol. 5. – P. 53-64. – Режим доступа: http://adn.teaching.ro.

165. Fedorov, A. «The Little School Orchestra»: a Sample of the Hermeneutic Analysis of Media Texts in Student Audience // European Researcher. – 2012, – Vol. 32. – № 10-2. – P. 1804-1810.

166. Fedorov, A. «The Hyperboloid of Engineer Garin»: the Novel and its Adaptation to Media Education Lessons in the Student Audience // European Researcher. – 2012. – Vol. 30. – № 9-3. – P. 1579-1584.


Диссертации, выполненные под руководством д-ра пед. наук, проф.
А. В. Федорова


Кандидаты педагогических наук

1. Быкасова, Л. В. Современное художественное образование в Германии

(в школах федеральной земли Сев. Рейн-Вестфалия): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Быкасова Лариса Владимировна; Таганрогский государственный педагогический институт. – Таганрог, 1997. – 232 c.

2. Благодарев, О. А. Российское образование в 20-е годы ХХ века (на материале Донского края): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Благодарев Олег Александрович; Таганрогский государственный педагогический институт. – Таганрог, 1999. – 125 c.

3. Челышева, И. В. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Челышева Ирина Викториновна; Воронежский государственный педагогический университет. – Таганрог, 2002. – 232 c.

4. Мурюкина, Е. В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Мурюкина Елена Валентиновна; Белгородский государственный университет. – Таганрог, 2005. – 224 c.

5. Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.08 / Столбникова Елена Анатольевна; Ростовский государственный педагогический университет. – Таганрог, 2005. – 211 c.

6. Рыжих, Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.05 / Рыжих Наталья Петровна; Северо-Кавказский научный центр высшей школы. – Таганрог, 2006. – 246 c.

7. Колесниченко, В. Л. Становление и развитие медиаобразования в Канаде: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Колесниченко Виктория Леонидовна; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2007. – 163 c.

8. Мышева, Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Мышева Татьяна Петровна; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2007. – 194 с.

9. Федорцова, Светлана Сергеевна. Педагогическое наследие Ю. Н. Усова в контексте развития медиаобразования: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Федорцова Светлана Сергеевна; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2007. – 187 c.

10. Григорова, Д. Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на развитие критического мышления старшеклассников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Григорова Дарья Евгеньевна; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2008. – 183 с.

11. Сальный, Р. В. Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Сальный, Роман Викторович; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2010. – 184 c.

12. Михалева, Г. В. Социально-педагогический опыт массового медиаобразования в Великобритании в ХХ – начале ХХI вв.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Г. В. Михалева; Южный федеральный университет. – Таганрог, 2012.