Тихоненко
Алевтина
Варфоломеевна

Научная, педагогическая и общественная деятельность


Тихоненко Алевтина Варфоломеевна закончила физико-математический факультет, специальность «Математика и черчение» Славянский государственный педагогический институт (Украина) в 1966 году. Некоторое время работала учителем математики и черчения в Лидинской восьмилетней школе Краматорского района г. Краматорск. Затем учителем математики и черчения в СШ РМ № 4 г. Краматорска Донецкой области.

В октябре 1968 года была зачислена на должность преподавателя математики педагогического факультета Таганрогского государственного педагогического института.

В декабре 1968 года переведена на должность ассистента кафедры педагогики и методики начального обучения как избранная по конкурсу.

В январе 1975 года переведена на должность старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального обучения в связи с избранием по конкурсу.

В сентябре 1975 года поступила в очную целевую аспирантуру Института Содержания и Методов обучения АПН СССР.

В августе 1978 года А. В. Тихоненко представила к защите кандидатскую диссертацию на кафедру философии МГПИ имени В. И. Ленина (научный руководитель проф. В. С. Готт).

В октябре 1978 года успешно защитила диссертацию на тему «Общенаучные математические понятия и их роль в познании» в Диссертационном Совете МГПИ имени В. И. Ленина (Диплом кандидата философских наук ФС № 002217 от 21.02.1979 года, Москва).

В октябре 1978 года принята на должность старшего преподавателя кафедры педагогики начального обучения.

В январе 1982 года переведена на должность доцента кафедры педагогики начального обучения, как избранная по конкурсу.

В 1983 году решением ВАК при Совете Министров СССР присвоено звание доцента кафедры педагогики начального обучения (Аттестат доцента ДЦ № 062703 от 27.04.1983 г., протокол № 17д/63).

С 1998 по 2002 гг. – докторант Института Содержания и Методов обучения АПН РСФСР (руководитель А. М. Пышкало).

Итогом работы стала успешная защита в 2002 году докторской диссертации на тему «Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы». Решением высшей аттестационной комиссии присуждена учёная степень доктора педагогических наук (Диплом доктора наук ДК № 018298 от 30.05.2003 года № 23д/71).

С 01.07.1995 года Тихоненко Алевтина Варфоломеевна занимала должность доцента кафедры математики факультета педагогики и методики начального образования.

С 01.07.2004 года А. В. Тихоненко занимала должность профессора кафедры математики.

С 28.06.2007 года занимала должность заведующего кафедрой математики и методики преподавания математики.

С сентября 2012 года, в связи с реорганизацией структурных подразделений, переведена на должность профессора кафедры педагогики начального обучения и работает по настоящее время.

Круг научных интересов профессора А. В. Тихоненко – методико-математическая компетентность учителя начальной школы; формирование и развитие ключевых предметных компетенций студентов – будущих учителей начальной школы; моделирование как методический приём обучения и как вид учебной деятельности; нравственное воспитание младших школьников в процессе предметной подготовки младших школьников.

Ее доклады на конференциях разного уровня в России и за рубежом – Украина, Татарстан, Казахстан – вызывают интерес коллег, привлекают внимание специалистов.

Последние годы Алевтина Варфоломеевна работает в области методики обучения математики, исследуя теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе, технологию изучения понятия величины в различных системах обучения в соответствии с требования Государственных образовательных стандартов Школ России (Начальные классы). Имеет более ста двадцати публикаций, в т.ч. учебно-методические пособия, монографии, электронные учебные пособия, учебно-методические рекомендации для учителей и студентов, среди которых учебные пособия, рекомендованные УМО и Минобрнауки: «Технология изучения величины в начальной школе» (2006), «Обучение решению текстовых задач в начальной школе» (2007), монография «Методико-математическая компетентность учителя начальной школы» (2008), «Изучение величин в начальной школе» (2010), «Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе» каждая из которых лауреат конкурса «Лучшая научная книга года».

Значительное место в научной деятельности Алевтины Варфоломеевны занимает методико-математическая компетентность учителя начальной школы и формирование ключевых математических компетенций в процессе обучения младших школьников, проблема духовно-нравственного развития воспитания младших школьников.

Алевтина Варфоломеевна – участник конференций, симпозиумов, круглых столов по различным проблемам компетентностного подхода к процессу обучения, общей теории и методики изучения общенаучных понятий в начальной школе.

В 2005-2009 гг. А. В. Тихоненко являлась научным руководителем проекта «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе начальной ступени общего образования» совместно с управлением образования г. Таганрога.

Профессор А. В. Тихоненко – специалист высокого уровня. Она регулярно работает над повышением своего научного и профессионального потенциала, проходя курсы повышения квалификации и принимая участие в разработке научных программ по разным направлениям своей деятельности: по методике преподавания математики и педагогическим технологиям, методике преподавания технологии (Таганрогский государственный педагогический институт) и другие.

А. В. Тихоненко принимает участие в научно-исследовательской работе на кафедре педагогики начального обучения, которая ведется в рамках РГНФ «Моделирование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в системе двухуровневого непрерывного образования».

На кафедре педагогики начального обучения работает проблемная группа методико-математической компетентности студентов – будущих учителей начальной школы под руководством проф. А. В. Тихоненко.

А. В. Тихоненко является руководителем двух аспирантов по проблемам проектирования и реализации профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы и развития ключевых компетенций учащихся.

В 2007 году прошла курсы повышения квалификации по направлению «Управление качеством образования» в МПГУ (г. Москва).

Под редакцией А. В. Тихоненко в соавторстве с членами кафедры М. М. Русиновой, С. Л. Налесной, Ю. В. Трофименко в 2008 году было издано учебное пособие «Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе». В 2010 году в соавторстве с Ю. В. Трофименко издано учебное пособие «Математика. Часть 1». В 2011 году в соавторстве с Ю. В. Трофименко, Е. А. Проценко издано учебное пособие «Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе» по курсам «Математика» и «Методика преподавания математики».

В 2011 году прошла краткосрочное обучение на ФПК и ППРО «Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова» по программе «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности».

А. В. Тихоненко читает лекционные курсы, ведёт практические занятия по дисциплине «Методика преподавания математики» и курсы по выбору и осуществляет руководство курсовыми и квалификационными работами студентов, руководит научно-исследовательской работой студентов, под её руководством студенты принимают активное участие во Всероссийских и Международных научно-практических студенческих конференциях по проблемам «Современное состояния педагогической науки: Взгляд молодых», «Гуманизации начального образовательного процесса», «Психолого-педагогическим проблемам формирования личности в образовательных системах».


Заслуги, награды,
гранты, полученные на научно-исследовательские проекты


16.12.1974 – Объявлена благодарность за добросовестное отношение к обучению студентов Заочного отделения (приказ № 218 лс от 16.12.74 г.).

13.02.1975 – Знак победителя соцсоревнования 1974 года за достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров (решение МП РСФСР№ 44-и от 13.02 1975).

27.05.1988 – Объявлена благодарность за активное участие в организации и проведении координационного совещания преподавателей педагогических институтов Северо-Кавказской зоны (приказ № 42 лс от 27.05.88).

03.06.1988 – Объявлена благодарность за долголетнюю и плодотворную работу в связи с 40-летием факультета начальных классов и награждена Почётной грамотой (приказ № 44-лс от 03.06.1988).

28.09.1990 – Объявлена благодарность и награждена Почётной грамотой за долголетнюю и добросовестную работу по подготовке учительских курсов в связи с 50-летием (приказ № 109 лс от 28.09.90).

27.04.1995 – Объявлена благодарность за руководство научной студенческой работой (приказ № 27 лс от 27.04.95).

24.04.1997 – Объявлена благодарность за руководство научной студенческой работой (приказ № 28 лс от 24.04.97).

04.11.1998 – Объявлена благодарность за долголетнюю и плодотворную работу в связи с 40-летием факультета педагогики и методики начального образования (приказ № 73 лс от 04.11.88).

08.02.2001 – Объявлена благодарность за за активную научно-исследовательскую работу в связи с Днём науки (приказ № 16 от 08.02.2001).

19.12.2005 – Почётная грамота за многолетнюю, плодотворную по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (приказ Минобрнауки России № 1164 к/н от 19.12.2005).

30.10.2008 – Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (приказ минобрнауки России № 1538/к-н).

2005–2006 – минигрант Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова «Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения».

2009–2010 – минигрант «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальной школы в процессе изучения величин».

2010–2011 – грант Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова «Методика изучения величин в начальной школе» (Электронное учебное пособие в соавторстве с Ю. В. Трофименко, И. Н. Соколовым).

2011–2012 – грант Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова «Методические основы изучения математики в начальной школе» (Электронное учебное пособие в соавторстве с Ю. В. Трофименко, С. Л. Налесной).


Библиография трудов


1977

1. Тихоненко, А. В. Философский анализ понятийного аппарата космологии // Философские науки. – 1977. – № 5. – С. 69–80.


1978

2. Тихоненко, А. В. Математизация знания и общенаучный характер понятий // Философские науки. – 1978. – № 1. – С. 54–62.

3. Тихоненко, А. В. О математизации научного знания // Философские вопросы современного естествознания: сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГПИ, 1978. – Вып. 5. – С. 36–48.

4. Тихоненко, А. В. Общенаучный характер математических понятий и их роль в познании: автореф. дис. … канд. филос. наук / А. В. Тихоненко. – М.: Изд-во МГПИ имени В. И. Ленина, 1978. – 16 с.


1980

5. Тихоненко, А. В. Эстетическое воспитание на уроках математики // Начальная школа. – 1980. – № 12. – С. 47–51.


1981

6. Тихоненко, А. В. Нравственное воспитание младших школьников в семье // Педагогический всеобуч родителей 1-2 классов: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1981. – С. 57–63.


1982

7. Тихоненко, А. В. Технические средства обучения на уроках математики // Начальная школа. – 1982. – № 5. – С. 42–46.

8. Тихоненко, А. В. Нравственное воспитание в процессе обучения решению задач // Начальная школа. – 1982. – № 12. – С. 44–48.


1983

9. Тихоненко, А. В. Использование наглядности и технических средств в процессе обучения математике младших школьников // сб. мат-лов областного института усовершенствования учителей. – Ростов н/Д., 1983. – С. 71–82.

10. Тихоненко, А. В. Учебно-методический материал для обучающихся на заочных подкурсах по математике: учебно-метод. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1983. 54 с.

11. Тихоненко, А. В. О реализации принципа сознательности в процессе обучения математике младших школьников: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог, 1983.


1993

12. Тихоненко, А. В. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1993. – 76 с.

13. Тихоненко, А. В. Использование элементов истории в процессе обучения математике школьников // Начальная школа. – 1993. – № 3. – С. 51–57.

14. Тихоненко, А. В. Контрольные работы по математике и методические рекомендации к ним: учебно-метод. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1993. – 82 с.

15. Тихоненко, А. В. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1993. – 76 с.


1994

16. Тихоненко, А. В. Некоторые сведения из истории математики, используемые при подготовке учителей начальных классов // Начальная школа. – 1994. – № 6. – С. 36–44.


1996

17. Тихоненко, А. В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно-метод. комплекс / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1996. – 24 с.

18. Тихоненко, А. В. Программа курса математики: учебно-метод. комплекс / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1996. – 20 с.


1997

19. Тихоненко, А. В. Формирование представлений о единицах измерения массы тел и емкости // Начальная школа. – 1997. – № 9. – С. 75–80.

20. Тихоненко, А. В. Теория и практика формирования понятия величины в начальной общеобразовательной школе / А. В. Тихоненко. – М.: Прометей, 1997. – 232 с.

21. Тихоненко, А. В. Математика: учеб. пособие для подготовки к ГЭК / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1997. – 36 с.


1998

22. Тихоненко, А. В. Изучение мер времени // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 94–102.

23. Тихоненко, А. В. Обучение решению простых текстовых задач в начальной школе: учеб. пособие. – М.: Изд-во Москов. пед. академии, 1998. – Ч. I. – 146 с.


1999

24. Тихоненко, А. В. Дидактические и методические основы формирования представлений о площади и единицах ее измерения // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 72–81.

25. Тихоненко, А. В. Изучение понятия величины в программе развивающего обучения В.В. Давыдова // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С. 86–95.

26. Тихоненко, А. В. Система деятельности учителя по формированию некоторых геометрических понятий и представлений // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в образовательных система: сб. науч. тр. 2-й Международ. науч. конф. – М.: Изд-во МПА, 1999. – Т. 2. – С. 66–76.

27. Тихоненко, А. В. Усиление информативного компонента формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в образовательных системах: сб. науч. тр. 2-й Международ. науч. конференции. – М.: Изд-во: МПА, 1999. – Т. 2. – С. 31–37.

28. Тихоненко, А. В. Изучение математики в начальной школе: пособие для учителя / А. В. Тихоненко. – М. Изд-во Москов. пед. академии, 1999. – 116 с.

29. Тихоненко, А. В. Обучение решению составных текстовых задач в начальной школе: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – М.: Изд-во Москов. пед. академии, 1999. – Ч. 2. – 88 с.


2000

30. Тихоненко, А. В. Формирование интереса к изучению геометрических представлений и развитие мышления младших школьников // Проблемы и перспективы начального образования: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. – Армавир: Изд-во АГПИ, 2000. – С. 286–296.


2001

31. Тихоненко, А. В. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 58–71.

32. Тихоненко, А. В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения текстовых задач // Начальная школа. – 2001. – № 8. – С. 76–84.

33. Тихоненко, А. В. Информативный компонент технологии усвоения понятия «величина» как фактор совершенствования профессиональной компетенции учителя начальных классов / А. В. Тихоненко. – Ростов н/Д.: Булат, 2001. – 108 с.


2002

34. Тихоненко, А. В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе формирования понятия величины // Вопросы филологии, психологии, педагогики и естествознания в школе и в вузе: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002. – С. 373–389.

35. Тихоненко, А. В. Развитие методики обучения математике в системе начального образования России в истории и современном состоянии // Вопросы филологии, психологии, педагогики и естествознания в школе и в вузе: сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002. – С. 361–373.


2003

36. Тихоненко, А. В. Формирование основ профессионального мастерства в свете теории ключевых компетенций // Профессиональное мастерство: становление, формирование и развитие: сб. науч. тр. Международ. конф. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – С. 141–147.

37. Тихоненко А.В. Компетентностный подход как методология современного математического образования / Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов: мат-лы Международ. конф. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – С. 23–28.


2004

38. Тихоненко, А. В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальной школы к формированию понятия величины // Проблемы и перспективы начального образования в современной России: сб. науч. тр. Международ. науч.-практ. конф. – Самара: Изд-во СГПУ, 2004. – Ч. 2. – С. 239–247.


2005

39. Тихоненко, А. В. Ключевые компетенции в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов // Современные технологии в российской системе образования: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 173–176.

40. Тихоненко, А. В. Моделирование – один из методических приемов обучения решению текстовых задач в начальной школе // Образовательные технологии. – Воронеж: Научная книга, 2005. – С. 26–30.

41. Тихоненко, А. В. Информативное педагогическое воздействие как прием развития ключевых компетенций младших школьников // Проблемы образования в Современной России и на постсоветском пространстве: сб. науч. тр. VI Международ. науч.-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 65–69.

42. Тихоненко, А. В. Осознание логических отношений как когнитивное условие решения текстовых задач в начальной школе // Педагогика: семья – школа – общество: монография / А. В. Тихоненко и др. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. – Кн. 5. – С. 256–262.


2006

43. Тихоненко, А. В. Компетентностный подход в системе современного образования // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. – Кн. 9. – С. 196–208.

44. Тихоненко, А. В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. – 2006. – № 4. – С. 78–84.

45. Тихоненко, А. В. К вопросу об использовании информационных технологий в системе образования // Вестник ТГПИ. Естественные науки. – 2006. – № 1. – С. 92–94.

46. Тихоненко, А. В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.


2007

47. Тихоненко, А. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Начальная школа. – 2007. – № 4. – С. 41–47.

48. Тихоненко, А. В. Внедрение компетентностного подхода в систему профессиональной подготовки учителей начальной школы (на примере формирования понятия величины) // Дидактико-методические аспекты современного урока: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Армавир: Изд-во АГПУ, 2007. – С. 260–266.

49. Тихоненко, А. В. К вопросу об использовании компетентностного подхода в системе методико-математической подготовки учителя начальной школы // Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению: мат-лы V Международ. науч.-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. – С. 152–170.

50. Тихоненко, А. В. Проблема профессиональной компетентности учителя начальных классов на современном этапе развития образования // Наука, управление и инновации в вузах Байкальского региона: практика, проблемы, перспективы: мат-лы II Международ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Улан-Удэ: Изд-во ФГОУВПО «ВСГАКИ», 2007. – Ч. 1. – С. 223–235.

51. Тихоненко, А. В. Аспекты профессионально-педагогической компетентности учителя начальных классов // Компетентностный подход в подготовке учителя начальных классов и в начальном образовании: опыт и перспективы: мат-лы межрег. науч.-практ. конф. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007. – С. 22–26.

52. Тихоненко, А. В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Ч. 1. – 253 с.

53. Тихоненко, А. В. Воспитание информационно-технологической культуры студента политехнического колледжа / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. техн. ин-та Южного Федерального ун-та, 2007. – 32 с.


2008

54. Тихоненко, А. В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы: монография / А. В. Тихоненко. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – 304 с.

55. Тихоненко, А. В. Элементы истории математики в процессе формирования геометрических понятий как средство развития ключевых компетенций учащихся // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: мат-лы 6 Международ. науч.-практ. конф. – Нижнекамск: НМИ, 2008. – С. 36–39.

56. Тихоненко, А. В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 348 с.


2009

57. Тихоненко, А. В. К вопросу о зарождении и развитии преподавания геометрии на основе идей фузионизма в системе российского образования // Тенденции и проблемы развития математического образования: науч.-практ. сб. – Армавир: Изд-во АГПУ, 2009. – Вып. 6. – С. 68 – 75.

58. Тихоненко, А. В. Необходимость внедрения компетентностного подхода в систему начального математического образования // Современная Россия: проблемы и тенденции социального развития: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – М.: ЦИУМиНЛ, 2009. – С. 231–234.

59. Тихоненко, А. В. К вопросу о месте компетентностного подхода при формировании общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы // Гуманизация навчально-виховного процессу: научно-метод. сб. – Славянск: Изд-во СДПУ, 2009. – Бюллетень ВАК Украины № 3, 1999 р. – С. 164–167.


2010

60. Тихоненко, А. В. Личный труд школьника как фактор развития человеческого капитала // Предпринимательство. – 2010. – №1.

61. Тихоненко, А. В. К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов – будущих учителей начальной школы // Поиски и находки: мат-лы науч. конф. Славян. гос. пед. ун-та. – Славянск, 2010. – Вып. 10.

62. Тихоненко, А. В. Методология начального образования и место компетентностного подхода при формировании общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы // Модернизация образования: проблемы и перспективы: мат-лы Международ. заочной науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – 252 с.

63. Тихоненко, А. В. Возможности реализации образовательных здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Модернизация образования: проблемы и перспективы: мат-лы Международ. заочной науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – 252 с

64. Тихоненко, А. В. Место идей фузионизма в процессе изучения геометрического материала в начальной школе по существующим учебникам // Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде: мат-лы VIII Международ. науч.-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во Нижнекам. муниц. ин-та, 2010.

65. Тихоненко, А. В. Изучение понятия величины в начальной школе: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 268 с.

66. Тихоненко, А. В. Математика: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Рос-тов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2010. – Ч. I. – 208 с.


2011

67. Тихоненко, А. В. Компетентностный подход как приоритетное обновление российской системы начального образования // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2011. – С. 135–141.

68. Тихоненко, А. В. Развитие ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения математике // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2011. – С. 141–146.

69. Тихоненко, А. В. Система контроля качества образования будущего специалиста в системе российского образования // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2011. – С. 41–49.

70. Тихоненко, А. В. Формирование ключевых компетенций младших школьников в системе российского образования // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2011. – С. 59–63.

71. Тихоненко, А. В. Особенности обновления системы российского начального образования на основе компетентностного подхода // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – 2011. – № 2. – С. 81–86.

72. Тихоненко, А. В. Педагогическая направленность курса математики и ее использование в воспитательной деятельности учителя начальных классов // Молодежь и прогресс XXI века: мат-лы всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т., 12 нояб. 2010 г. – Мурманск: Изд-во МГГУ, 2011. – Т. 1. – С. 183–192.

73. Тихоненко, А. В. Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. – 352 с.

74. Тихоненко, А. В. Методика изучения величин в начальной школе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Тихоненко. – Электрон. дан. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. – 260 с. – 1 электрон. опт. диск.


2012

75. Тихоненко, А. В. К вопросу об изучении алгебраической составляющей в системе начальной математической подготовки (на примере изучения равенств и неравенств) // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2012.

76. Тихоненко, А. В. Числовые равенства и неравенства в начальной школе // Поиски и находки: мат-лы Международ. науч. конф. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2012.

77. Тихоненко, А. В. Реализация развития критического мышления младших школьников на уроках математики // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. – 2012. – № 1. – С. 82-91.

78. Тихоненко, А. В. Компетентностный подход как приоритетное обновление Российской системы начального образования // Гуманизация начального образовательного процесса: сб. науч. тр. – Славянск, 2012. – Спецвыпуск 8. – Ч. I.

79. Тихоненко, А. В. Особенности формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальной школы в контексте проектирования структурно-содержательной модели // Молодежь и наука: реальность и будущее: мат-лы V Международ. науч.-практ. конф. – Невинномысск: НИЭУП, 2012.

80. Тихоненко, А. В. Моделирование как средство познания и как средство обучения младших школьников (на примере обучения решению задач) // Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мета-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа [Электронный ресурс]: мат-лы Международ. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. В. Ф. Горбатюк. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012. – 1 электрон. опт. диск.

81. Тихоненко, А. В. Структурно-содержащая модель процесса воспитания информационно-технологической культуры студента в общеобразовательном пространстве учебного заведения // Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мета-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа [Электронный ресурс]: мат-лы Международ. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. В. Ф. Горбатюк. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012. – 1 электрон. опт. диск.


Диссертации, выполненные под руководством д-ра пед. наук, проф.
А. В. Тихоненко


1. Капц, И. В. Формирование профессиональных компетенций специалиста в политехническом колледже (при изучении физико-математических дисциплин): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Капц Ирина Валерьевна. – Елец, 2008.

2. Трофименко, Ю. В. Проектирование и реализация педагогической технологии профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Трофименко Юлия Владимировна – Теория и методика профессионального образования. – Елец, 2009.

3. Дудка, В. Б. Воспитание информационно-технологической культуры будущего техника в условиях образовательного пространства политехнического колледжа: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Дудка Виталий Борисович. – Елец, 2012.