Издание::Российская газета
Регион::Экономика Поволжья
Название::Театр начинается с санитайзера...
Номер1::158
Номер2::8212
Дата::21.07.2020
Страница::16
Автор::Олег ПЛАТОНОВ
Рубрика 1::
Рубрика 2::Досуг
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Не все учреждения культуры Татарстана с радостью ждут открытия нового сезона
      
      В Татарстане некоторые театры уже начали продажу билетов на август-сентябрь. Ждут разрешения на открытие от Роспотребнадзора и другие культурные учреждения. Однако из-за остающегося риска заполнять залы можно будет не более чем наполовину. Существование в подобных условиях для многих творческих коллективов может оказаться фатальным.
      - Мы работаем на самоокупаемости, - говорит художественный руководитель и главный дирижер казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. - Понимаете, республиканские театры получают гранты на свое развитие, деньги на постановки. Мы же как муниципальное учреждение на свои программы ни копейки помощи не имеем. То есть существуем полностью за свой счет, за счет доходов, полученных от предыдущих выступлений.
      Оркестр постоянно привозит в город интересных солистов. К их гонорарам нужно добавить расходы на аренду, рекламную кампанию, чтобы собрать полный зал. Если удается хоть немного заработать - радости выше крыши.
      - Как сейчас делать программу для La Primavera, я не представляю. Мы же не можем опускать планку уровня приглашаемых солистов или вообще перестать их приглашать. Тогда зритель прекратит ходить на концерты. Мы не хотим играть "копеечные" песни, чтобы привлекать неискушенную публику. Но даже если начнем исполнять попсовые произведения, половинная заполняемость зала не позволит окупить выступления. Цену билетов повышать нельзя - они станут публике попросту не по карману.
      Абязов, правда, отмечает, что если разрешат концерты с неполными залами, то они все же выйдут на сцену. Но, по всей видимости, будут работать себе в убыток.
      В театре оперы и балета имени Мусы Джалиля другая проблема. Как правило, с аншлагами проблем нет, билеты на их спектакли сложно было достать и в "мирное время". Но труппа уж очень полюбила гастролировать за рубежом. Порой даже в ущерб казанской публике. Осенние гастроли оперной труппы по Европе уже отменили, а вот у балета выступления за границей, которые должны были начаться с ноября, пока еще под вопросом.
      В Казанском ТЮЗе нашли новый способ размещения гостей, который им подсказали коллеги из Абхазского театра русской драмы имени Фазиля Искандера. Они уже с конца июня практикуют так называемую капсульную рассадку. Пришла, к примеру семья, зачем ее разделять? Или группа друзей решила посетить театр, а они и так контактируют, когда в одной машине едут. Стоит ли их рассаживать в шахматном порядке?
      - Мы за время пандемии много потеряли, - говорит директор театра Айгуль Горнышева. - Самая высокая посещаемость у нас во время весенних и летних каникул. Выпадающие доходы оцениваем в 18 миллионов рублей: именно столько планировали заработать до 1 июля. Заработанные деньги мы обычно расходовали на прибавки к зарплате сотрудников, на развитие театра, на поддержание репертуарных спектаклей. К новому сезону всегда делали косметический ремонт - все это из заработанных средств. Так что по нам, по нашему финансовому благополучию, пандемия нанесла ощутимый удар.
      Однако, по мнению Горнышевой, негосударственным театрам сейчас гораздо тяжелее. В ТЮЗе хотя бы за счет бюджетного финансирования гарантированными остаются оклады сотрудников, а у частников и этого может не быть...
      Поэтому частный камерный театр "Акт" вряд ли откроет свои двери, если залы можно будет заполнять наполовину.
      - У нас и так всего 30 посадочных мест, и если сократить их на 50 процентов, то играть спектакли не будет никакого смысла, - признается худрук проекта Родион Сабиров. - Наверное, будем искать другие формы существования.
      Отчасти "Акту" повезло. В 2016 году он лишился помещения в центре города и в буквальном смысле остался на улице. Об этом узнал его поклонник, один из депутатов Казгордумы, и предложил помещение в пользование на 10 лет на окраине города, где актеры и играли свои уникальные спектакли. От арендной платы коллектив освобожден, но коммунальные платежи никто не отменял...
      Другой частный театр - "На Булаке" перед пандемией значительно увеличил количество посадочных мест, закупил новое сценическое оборудование, естественно, в кредит, и закрылся на карантин. Государство помогло выплатить минимальную зарплату в размере МРОТ, но на этом пока вся поддержка заканчивается. На вопрос, как же молодому актеру выжить на эти деньги, директор Виктор Степанцов ответил:
      - Если человек живет театром, он останется в нем при любых условиях. Многие уже нашли параллельную работу, пока наше заведение не открыло двери для посетителей.
      По словам Степанцова, его главная задача сейчас - не поддержка актеров, а сохранение помещения театра, чтобы в будущем молодым талантам было где оттачивать свое мастерство.
      Всего в Татарстане насчитывается 12 частных театров разной формы собственности. Есть ООО, некоммерческие организации и даже ИП. Для них до 6 июля был продлен прием заявок на соискание грантов от министерства культуры РТ на новые постановки. Общая сумма грантового фонда составляет три миллиона рублей. В прошлые годы деньги распределялась только между государственными театрами. Нынче Фарид Бикчентаев, председатель Союза театральных деятелей Татарстана, учитывая еще более сложную ситуацию для коллег из негосударственных театров, предложил направить эту помощь им. Сумма одной заявки определит экспертное сообщество. Итоги конкурса подведут в ближайшее время.
      - Вопрос же не в том, когда и как разрешат играть спектакли, - говорит Виктор Степанцов. - Если кто-то заболеет, вся труппа уходит на карантин. Если гостеатры могут это себе позволить, у них в любом случае есть государственная поддержка, то мы потеряем все. Так что наша главная задача на сегодня - не болеть. .