Издание::Российская газета Регион::Экономика Центрального округа Название::Игрушка для работы Номер1::152 Номер2::8206 Дата::14.07.2020 Страница::16 Автор::Татьяна Ткачева Рубрика 1::Экономика ЦФО Рубрика 2::Наука Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Создана программа по "приручению" роботов Студенты Воронежского госуниверситета (ВГУ) придумали симулятор, на котором можно научиться управлять реальным роботом на производстве. Проект выполнялся по заданию местной промышленной компании. Аналогов ему в России пока нет. Условие - на злобу дня: как обучить персонал работе со сложными машинами, не рискуя их угробить. Бились над ним в лаборатории робототехники, открытой на базе факультета прикладной математики, информатики и механики (ПММ) совместно с холдингом "Интехрос". Фирма выпускает спецмашины собственной разработки, в том числе для ремонта и обслуживания инженерной инфраструктуры в тяжелых условиях. Например, для демонтажа капитальных сооружений, аварийно-спасательных работ, содержания газопроводов и электросетей на Крайнем Севере. От ребят требовалось сконструировать устройство, полностью имитирующее робот-манипулятор РТС Р-300. Это комплекс на гусеничном ходу с длинной железной "рукой", способной манипулировать объектами в разных плоскостях. К нему можно присоединять навесное оборудование и ручной инструмент. Для дистанционного управления достаточно одного оператора с пультом. - Так как реальная производственная машина стоит дорого, то при подготовке операторов может возникнуть ряд проблем. Например, поломка робота или его частей. Наша разработка позволит не допустить этого: стажер управляет реалистичной моделью машины с помощью пульта, который является точной копией оригинала, - рассказал магистрант Воронежского госуниверситета Никита Горбунов. - Симулятор сконструирован на игровой платформе Unity. Для создания скелетной анимации потребовались знания как специальных дисциплин (мехатроники, робототехники), так и базовых - линейной алгебры, компьютерной графики и, конечно, программирования. Идею проекта Никите подал научный руководитель - доцент кафедры вычислительной математики и прикладных информационных технологий Сергей Медведев и доцент кафедры механики и компьютерного моделирования Александр Яковлев. Сначала студент занимался разработкой в одиночку, потом образовалась целая команда. Никита защитил по теме магистерскую диссертацию. Сейчас готова первая пробная версия симулятора, на которой ребята не планируют останавливаться. По словам Александра Яковлева, разработка может пригодиться не только заказчику и другим промышленным холдингам, но и компаниям, которые специализируются на играх и выпускают соответствующие приложения. - Создание симулятора робототехнического комплекса с гидравлическими приводами - задача амбициозная. Здесь требуются знания как теоретической механики и гидравлики, так и программирования микроконтроллеров. В том числе - умение работать с различными интерфейсами на низком уровне, - пояснил Яковлев. - На основе этого проекта можно моделировать динамику гидроприводов и автоматическое управление ими, повышать детализацию и усложнять физическое поведение окружающего пространства робота, экспериментировать с интерфейсом взаимодействия оператора и машины. Разработка молодых воронежцев открывает большие возможности для обучения операторов и моделирования опытов, подчеркнула координатор НИОКР компании "Интехрос" Анастасия Красная: - Ребята преодолели массу трудностей и справились блестяще. Особенно если учесть, что аналогов подобным проектам в России пока нет, студенты ВГУ начинали работу с чистого листа. |