Издание::Российская газета
Регион::Экономика Поволжья
Название::Своим да нашим
Номер1::152
Номер2::8206
Дата::14.07.2020
Страница::16
Автор::Олег ПЛАТОНОВ
Рубрика 1::
Рубрика 2::Индустрия гостеприимства
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      В борьбе за клиентов гостиничный бизнес Татарстана теряет своих "воинов"
      
      На гостиничном рынке Казани на днях произошло знаковое событие. Один из главных туристических магнитов столицы Татарстана - аквапарк и отель "Ривьера" - сменил владельцев. И это не последствия пандемии, из-за которой комплекс до сих пор не может работать на полную катушку, она, скорее, стала катализатором процесса. Два этих лакомых туристических кусочка у группы просто забрали за долги.
      Почти дома
      По словам председателя комитета по развитию туризма Казани Дарьи Санниковой, в столице республики уже полностью остановили свою деятельность два отеля и 11 хостелов.
      - Процент загрузки действующих гостиниц также невысок, - посетовала она. - Если в июне прошлого года средняя загрузка была 64 процента, то ныне - 15-18. Считается, что рентабельность обеспечивает 60-процентная заполняемость.
      По ее словам, в этом причина того, что многие отельеры не стали открываться сейчас и, возможно, дотерпят до зимы. А там уже будут думать, что делать со своим бизнесом. Но и сейчас понятно, что сокращения в туристическом бизнесе будут глобальными.
      - Этот показатель уже достиг 30 процентов, - говорит Дарья Санникова. - По нашим прогнозам, процент потери кадров еще увеличится. К примеру, штат гостинично-развлекательного комплекса "Корстон" вынужденно сократился на 22 процента.
      Александра Юшутина, исполнительный директор Ассоциации отелей Татарстана, предлагает попробовать своим коллегам Staycation (сокращение от английского STAYing in your home country for a vaCATION - проведи отпуск в своей стране. - Прим. ред.) - мировой тренд, актуальный для возрождения внутреннего туризма.
      В условиях, когда поездки даже по России затруднительны, она предлагает переориентировать людей на отдых в отеле собственного города.
      - Плюсы тут очевидны, - говорит директор ассоциации. - Человеку легче планировать отдых, существенная экономия бюджета - не нужно тратиться на перелет и дорогу, нет жесткой привязки к выходному дню, поскольку можно взять отгул и в середине недели. И главное - минимизация рисков заразиться коронавирусом, что, согласитесь, в нынешних условиях немаловажно.
      По словам Юшутиной, чтобы отелям попасть в модный тренд, необходимо локализовать маркетинговую политику.
      - Покажите местным жителям, что отдых в гостинице - это недорого. Научитесь не продавать койко-место, а предлагать незабываемый отдых. Как будто они съездили в другой город, - заявляет отельер.
      В борьбе за гостя можно сделать бонусы для горожан, например договориться о совместной акции со спа-салоном или медицинским центром, предложить скидки для местных жителей, организовать авторские туры, которые откроют родной город с непривычной стороны. Нужно отметить, что кое-кто уже пошел по этому пути.
      Головой работать надо
      Глава госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов смотрит на ситуацию более оптимистично: "Мы видим, что восстановлено лишь около 25-30 процентов от уровня турпотока 2019 года. Однако динамика все же положительная, если сравнивать с периодом пандемии, когда турпоток был нулевым".
      "РГ" уже писала, что ведомство совместно с муниципалитетами разработало специальную программу "Тысяча и одно удовольствие", когда за две тысячи рублей туристу на выходные предлагается две экскурсии, ночевка в гостинице, обед и завтрак на выбранном маршруте. Первоначально продукт предназначался для жителей Татарстана, однако после того, как с конца июня власти разрешили перевозки туристов между городами, он заинтересовал и гостей из других регионов. Первоначально в проекте участвовало только четыре района, сейчас же их количество удвоилось. Некоторые муниципалитеты в спешном порядке готовят программы, пытаясь отвести в свою сторону ручеек туристских денег.
      Да и сам бизнес креативит, например предлагает пешие экскурсии по городу в сопровождении Казанбая - это собирательный образ коренного казанца, богатого купца XIX века.
      - Казанбай знает о родном городе все: его историю, известных жителей, множество сказок, легенд и мифов, связанных с Казанью, - отстаивает свой проект представительница одной из туркомпаний Нина Ильина. - У него хорошая перспектива стать узнаваемым и востребованным в качестве гида.
      Проблемы остаются
      Республиканский оперштаб по борьбе с коронавирусом выпустил памятку для субъектов рынка, кто имеет право на федеральную субсидию на вынужденные затраты по профилактике COVID-19. Речь идет о компенсации части расходов, которые предприятия сферы гостеприимства вынуждены нести из-за выполнения предписанных Роспотребнадзором профилактических мероприятий: дезинфекция помещений, покупка антисептиков, масок, перчаток, градусников и других средств профилактики.
      Правда, отели получат деньги, только если количество номеров в гостинице не больше ста. Президент Ассоциации отелей РТ Гульнара Сафина считает это положение несправедливым. В столице республики довольно много трех- и четырехзвездочных гостиниц с большим номерным фондом. И почему им не компенсируют расходы на дезинфекцию - загадка. Ведь чем больше площадь, тем больше денег нужно потратить на ее обработку.
      В общепите, по данным Татарстанстата, в апреле оборот ресторанов и кафе упал на 63 процента по сравнению с апрелем прошлого года. В мае потери составили 56 процентов. Сегодня Казань завалена объявлениями о продаже кафе и ресторанов. Причем как не слишком известных и расположенных не в самых лучших местах, так и именитых заведений с раскрученным брендом. Причина продажи бизнеса разная: невозможность договориться с арендодателями о плате за помещение, отсутствие возможности открыть летнюю веранду, нормы Роспотребнадзора, что накладывает огромные штрафы за нарушение эпидемиологического формата, и тому подобное. .
      
      Между тем
      С января по май 2020 года снижение объемов пассажирских перевозок в аэропорту "Казань" составило 46 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле отрицательная динамика пассажиропотока составила 95,2 процента, в мае - 94,1. Однако с 15 июля "в связи с увеличением пассажиропотока" в аэропорту снова запустят восемь пригородных поездов. Кроме того, "Турецкие авиалинии" начали продажу билетов на маршрут Казань - Стамбул, вылеты планируют осуществлять со 2 августа. К такому же сценарию готовится и чешская компания Smart Wings, хотя непонятно, откроет ли Европа свои границы для граждан России.