Издание::Российская газета Регион::Экономика Центрального округа Название::Баллы - не для слабых Номер1::170 Номер2::8224 Дата::04.08.2020 Страница::13 Автор::Анна Скрипка Рубрика 1::Экономика ЦФО Рубрика 2::тема недели Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Вузы готовятся к трансформации учебных программ Приемная кампания в высшие учебные заведения стартовала с поправкой на пандемию коронавируса. Во многих вузах документы начали принимать в электронном варианте, а там, где без вступительных экзаменов не обойтись, организовали испытания с соблюдением всех требований санбезопасности. Примечательно, что университеты не стали индексировать стоимость обучения, несмотря на убытки, которые понесли вузы из-за пандемии. Ректор Белгородского госуниверситета (БелГУ) Олег Полухин отметил: "Мы это сделали для наших студентов, семьям которых сейчас нелегко". Однако планку для поступающих не снизили: здесь по-прежнему не принимают документы у слабых выпускников школ. Липецкие вузы уровень оценки знаний даже подняли. В Липецком техническом университете минимальный балл вырос по всем основным предметам: русский язык - 40, математика - 39, обществознание - 44, история - 40. Такие же требования в Липецком педагогическом университете. И это, по словам экспертов от высшего образования, еще не такие уж и высокие требования. Однако они необходимы не столько для преподавательского состава вуза, сколько для самого абитуриента: выпускник школы тоже должен понимать, что без базовых знаний ему и учиться будет очень сложно. Тем временем вузовские образовательные программы ждет трансформация, как и саму систему высшего образования. Уже понятно, что университет сегодня - не просто учебное заведение, которое развивает определенные профессиональные компетенции будущего специалиста для широкого спектра отраслей экономики или социальной сферы. Директор департамента Минобрнауки РФ Елена Колесникова в рамках стратегической сессии, прошедшей в НИУ БелГУ, отметила, что теперь на высшие учебные заведения на федеральном уровне смотрят с точки зрения его влияния на регион. С одной стороны, это кузница кадров, а с другой - драйвер для экономики. - С одной стороны, это обучающая машина, которая транслирует науку, культуру, воспроизводит систему образования, обучает. С другой - это фундаментальный исследовательский центр, - считает профессор Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина Александр Соболев. - Но, помимо этого, университет уже стал в том числе и драйвером развития социума: там, где есть университеты, молодежь остается, там создаются рабочие места. Александр Соболев напомнил о том, что в одно время университеты были вынуждены уступить разработку разных технологических решений корпорациям, которые сами создавали в своей структуре научные подразделения для этих целей. Но теперь все меняется: современные вузы теперь ищут индустриальных партнеров и успешно вместе с ними образуют консорциумы. И Научно-образовательный центр БелГУ, который стал объединяющей площадкой для других вузов, академии наук и промышленных предприятий, - как раз тому яркий пример. - Модульная система позволит студенту выбирать, какие знания и навыки получать, - уточнил профессор Соболев. С ним согласен и ректор Белгородского госуниверситета. По мнению Олега Полухина, именно за этим - будущее высшего образования с опорой на востребованные экономикой компетенции. При этом перед вузом ставится еще одна задача: воспитать не просто специалиста, а человека, способного работать как в команде, так и самостоятельно, быть частью большой корпорации и создавать собственный бизнес и, главное, - выбирать самому, что ему ближе. Прямая речь Валентин Пармон, вице-президент Российской академии наук: - Университеты должны готовить кадры для своей страны. И в таком случае индикатором успеха не должны быть научные публикации в зарубежных журналах. А пока, к сожалению, главным оценочным критерием для научного учреждения является число таких публикаций. Ситуацию нужно менять. |