Издание::Российская газета Регион::Московский выпуск Название::Заводной мандарин - кино Номер1::161 Номер2::8215 Дата::23.07.2020 Страница::7 Автор::Валерий Кичин Рубрика 1::СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ Рубрика 2::кино Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: "Махинаторы" как типовой пример безрыбья на наших экранах Эпоха пандемии отодвинула все крупные кинопремьеры на неопределенный срок. Еще недавно любители предвкушали явление 12 августа блокбастера года "Довод" Кристофера Нолана, теперь объявлено, что и этот срок лопнул, а новый не обозначен. Отложен новый Джеймс Бонд, даже фантастическая залипуха "Черная вдова" не рискует явиться на глаза - американский кинорынок все еще в подвешенном состоянии, но именно он определяет содержание и температуру мирового проката. А пока кинотеатры - те, что открываются, довольствуются старыми релизами. А зрители еще долго будут предпочитать премьеры на собственном диване, где попкорн и колу можно заменить чем-то более существенным. Стрим-платформы переживают звездные часы, но возникает опасность другого рода: в отсутствие новых серьезных картин в расщелину хлынул мощный поток посредственности. К нему легко привыкнуть и воспринимать как должное - как реальность современного кино. Сбиваются критерии, без дела иссыхает интеллект среднеарифметического зрителя. И вернувшийся наконец Джеймс Бонд покажется миру таким же неподъемно сложным, как русский романист с трудной фамилией Достоевский. Сейчас домашние экраны затоплены фильмами второго и третьего ряда. Они образуют обильную струю недорогого в производстве кино, где пробуют силы дебютанты и пытаются вынырнуть на поверхность малоизвестные кинематографии. Место первачей занимают унылые опусы наподобие сериала "Дивный новый мир" по Олдосу Хаксли. Теперь выходят шотландские "Махинаторы" - проба пера Дэйва Маклина, столь же энергичная, сколь и неумелая. Она содержит многие типовые черты "недоделанного кино", где любительские амбиции пытаются выдать себя за нечто профессиональное. В основе эта картина - признание в любви к шотландскому городку Данди, где автор провел юность на пороге 80-х. Умиленный рассказ успешного музыкального менеджера группы Placebo Дэйва Маклина о своих первых попытках создать гастрольное агентство, способное привезти в провинцию аж Iron Maidens. Маклину не откажешь в самоиронии, и она смягчает многие просчеты, придает рассказу определенное обаяние. На роль себя девятнадцатилетнего он берет шотландского актера Конора Берри, и тот держит весь фильм на своей энергетике, этим отдаленно смахивая на молодого наглеца Малькольма Макдауэлла в "Заводном апельсине". Не сравниваю несопоставимое, просто напоминаю о временах, когда примерно с такими же экстерьерами делалось кино принципиально другого уровня. Возможно, в умелых режиссерских руках Берри тоже стал бы знаменитостью. Но здесь он в одиночестве: рассказывая о себе, Маклин все внимание уделяет этой фигуре и забывает об окружающих, выписанных и сыгранных на изумление невзрачно. Поэтому все "злодеи фильма" - гангстеры, с которыми в поисках спонсоров связался герой, - выглядят мультяшными, а все женские персонажи похожи до неразличимости. По сюжету герой хочет переспать с красоткой, но вторгается ее жених - громила из карикатурных ужастиков, и парню надо спасаться бегством. Спасся он ненадолго: найдя его на футбольном поле, громила наносит судьбоносный удар, ломает сопернику ногу. С футболом покончено, работать на фабрике не хочется, и герой решает заняться организацией концертов британских звезд, начав с Iron Maidens. То есть заняться тем, о чем он не имеет понятия. Дэйв Маклин вспоминает, как они не продали на знаменитую группу ни одного билета, потому что забыли сделать афиши, как трейлер с оборудованием никто не встретил, а кормить звезд он собирался сосисками. Из таких эпизодов и собран фильм. Там, где эпизоды не стыкуются, идут в ход стоп-кадры, швы пытается заштопать закадровый комментарий - фильм производит впечатление сделанного в спешке. И что странно: он кажется малобюджетным - однообразны локации, а приезд Iron Maidens, который должен бы закончиться музыкальным апофеозом - тем, ради чего и пойдут на картину, дан в нескольких хроникальных кадрах. Сценарист-режиссер нескрываемо любит картины Гая Ричи, Стэнли Кубрика и Дэнни Бойла, старательно воспроизводя их стиль и саундтреки, но на уровне дилетантского подражания. Фильм выглядит прихотью богатого, но профессионально несостоятельного любителя попробовать себя и в кино, рассказав о себе. Как часто бывает в автобиографиях, автор не может отделить сущностное от случайного, необязательного, от того, что интересно ему самому, а со стороны выглядит сюжетным мусором. В результате и весь фильм кажется необязательным - он из обширной серии картин типа "и так бывает!". Но местный патриотизм великая штука, и на фестивале в Эдинбурге "Махинаторы" получили Приз зрительских симпатий. Массовый зритель давно уже снижает критерии, то ли еще будет! |