Издание::Российская газета
Регион::Общероссийский выпуск
Название::Взгляд из США
Номер1::165
Номер2::8219
Дата::29.07.2020
Страница::3
Автор::Игорь Дунаевский
Рубрика 1::СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      
      Америка известна сетью скоростных магистралей "Интерстейт", опутывающей всю страну. Но так было не всегда. В начале прошлого века дороги в США едва ли превосходили российские по качеству. Их проблему, как ни странно, отчасти помог решить кризис Великой депрессии. В те тяжелые для страны годы десятки миллионов оказались без работы. Администрация 32-го президента Франклина Рузвельта (1933-1945) решила лечить экономику федеральной программой строительства скоростных трасс, явная потребность в которых сформировалась после того, как автомобили с подачи Генри Форда перестали быть предметом роскоши и пошли в массы.
      До этого отдельные шоссе обычно строились частными компаниями без общенационального плана или стандарта. Проект дорабатывали не один год, а окончательный вид ему придал еще один страстный сторонник автодорожного сообщения - 34-й президент Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961), чьим именем и назвали эту сеть.
      По разным оценкам, на систему трасс длиной свыше 77 тысяч километров, строившуюся 35 лет и развивающуюся и по сей день, ушло около 500 миллиардов долларов (в современных ценах). Примерно две трети этих средств - поступления в бюджеты разных уровней от топливных пошлин.
      В краткосрочной перспективе это создавало столь нужные стране рабочие места. Но еще более важным оказался долгосрочный эффект - уже много десятилетий дороги являются мощным подспорьем, точнее кровеносной системой для американской экономики. "Интерстейты" привели к закату железнодорожного сообщения и буму автомобильных грузоперевозок, которые оказались дешевле. Новые трассы позволили многим американцам перебраться в более комфортное жилье в пригородах. Развитая по всей стране сеть дорог - это также мобильность при чрезвычайных ситуациях, например, ураганах.
      Наконец, это мощный катализатор внутреннего туризма. По личным впечатлениям, прелесть американских дорог не в их качестве - это хорошие, но не ультрасовременные шоссе. Прелесть в их повсеместном распространении. Эта система трасс на каждом шагу обросла мотелями и ресторанчиками. Над американцами иногда принято смеяться в том смысле, что многие из них довольствуются путешествиями по своей стране, не проявляя интереса к зарубежным достопримечательностям. Но те возможности, которые автодороги открывают для внутреннего туризма по Америке, с лихвой перекрывают потребности среднестатистического путешественника не на один десяток лет.
      Автору этих строк довелось относительно недавно побывать в американском национальном парке Йеллоустоун, а чуть позже - на Камчатке. Российский вулканический регион по своей природной красоте абсолютно ничем не уступает раскрученному на весь мир американскому парку. Но увы, если к Йеллоустоуну ведут две магистрали, а в самом парке всем доступны дороги к ключевым достопримечательностям, то путешествие ко многим красотам Камчатки зачастую требует как минимум подготовленного внедорожника. У такого отдыха тоже есть свои фанаты, но это уже не история массового туриста. О чем говорят и цифры: парк Йеллоустоун посещают до 4 миллионов путешественников в год, а на все вместе взятые красоты Камчатки ежегодно любуются лишь 250 тысяч туристов, а недавно их было еще на порядок меньше. А ведь туристы - это и деньги, которые идут в экономику регионов.
      Подготовил Игорь Дунаевский