Издание::Российская газета
Регион::Экономика Кыргызстана
Название::Заменим импортное своим
Номер1::147
Номер2::8201
Дата::08.07.2020
Страница::16
Автор::Любовь Борисенко
Рубрика 1::
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Компетентно
      Акылбек Жапаров,
      депутат парламента, доктор экономических наук
      Сегодня из-за распространения коронавирусной инфекции многие государства закрыли границы. Большинство стран переживают экономический кризис. Однако те, у кого было развито собственное производство, понесли потери менее ощутимые. Киргизия, увы, к ним не относится.
      Ситуация, в которой мы оказались, - результат 30-летних неудачных реформ, проводимых в республике и превративших аграрно-индустриальную страну в аграрно-сервисную. То, что было построено и работало во времена СССР, благополучно разрушили, а вот нового за треть века возвести не смогли, хотя времени прошло более чем достаточно.
      Закрытие предприятий и расформирование колхозов и совхозов привели к большому высвобождению человеческих ресурсов. Потеряв работу, люди вынуждены были искать другие источники доходов. Причем такие, которые приносили бы сиюминутную прибыль. Во все времена это были торговля и сфера услуг. Но ведь торговать тоже надо чем-то. Отечественной продукции до сих пор практически нет, вот и приходится уповать на импорт. Таким образом, получается, что киргизстанцы невольно поддерживают экономику чужих стран. К примеру, объем поставок китайских товаров в Киргизию превышает объем экспорта из КР в 50 (!) раз.
      И вот случилось то, что никто предсказать не мог, - пандемия. И наша страна практически провалила экзамен на выживаемость. Зависимость республики от импорта более чем на 80 процентов практически поставила экономику КР на грань дефолта. Если бы не помощь международных финансовых институтов в сумме более 450 миллионов долларов, то Киргизия могла бы объявить себя банкротом. Причем не только перед мировым сообществом, но даже перед своим народом - выплачивать пенсии, пособия и заработную плату было бы просто нечем.
      Однако оказанная финансовая помощь закроет брешь в бюджете только на этот год, а что будет дальше - предсказать трудно.
      На мой взгляд, для того чтобы в будущем подобные ситуации, я имею в виду закрытие границ, не оказывали такого разрушающего действия, нужно в корне менять систему госуправления с точки зрения ее эффективности.
      Во-первых, необходимо избавить бюджет от зависимости налоговых поступлений. Это, как показывает практика, чревато серьезными негативными последствиями.
      Во-вторых, нужно как можно скорее запускать программу по импортозамещению. Тем более что все предпосылки для возрождения отечественного производства у нас есть - сырье, энергоносители, водные, территориальные и человеческие ресурсы. Для этого предприятия, которые принадлежат государству, в частности в энергетической отрасли, должны производить закупки с учетом налога на добавленную стоимость, и только на территории Киргизии. Если рассматривать краткосрочную перспективу, то на это уйдет от трех до пяти лет. К тому же вся необходимая законодательная база для этого уже есть. Дело за правительством, которое должно определить конкретные сроки и источники финансирования.
      Об этом идет речь и в моей антикризисной программе, которую я представил президенту и кабмину. В ней все моменты четко обозначены.
      Пандемия обнаружила еще одну, гораздо большую проблему для нашей экономики, чем зависимость от импорта, - это контрабанда. Борьба с ней напоминает битву Дон Кихота с ветряными мельницами. Ее уровень превзошел все мыслимые и немыслимые пределы. Хуже всего то, что сейчас контрабанда угрожает сельскохозяйственной отрасли КР.
      Дело в том, что в соседних странах - Китае, Таджикистане и Узбекистане - смогли сохранить плановое управление отраслью, что позволило контролировать выращивание урожая и ценообразование. Стоимость продукции в этих странах значительно ниже, чем у местных фермеров, со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
      Для нас единственный выход - государство должно взять на себя нахождение рынков сбыта, транспортировки, хранения и переработки. Для этого необходимо создать агропродовольственную корпорацию, которая на основе закона о частно-государственном партнерстве приняла бы эти функции и начала проводить более активную политику в области импортозамещения, что впоследствии сказалось бы на снижении уровня контрабанды сельхозпродукции.
      Для защиты отечественного рынка необходимо капитализировать земельные ресурсы и сделать все возможное, чтобы в республике появились крупные сельскохозяйственные предприятия. Тогда та добавленная стоимость, которая возникает в процессе производства продукции, будет оставаться в стране и пополнять государственный бюджет.
      Прогнозируя ситуацию на будущее, я бы назвал наиболее критичными ближайшие два-три года. Если в течение этого времени мы не сможем поменять структуру экономики, а именно сделать ее ориентированной на экспорт, максимально разработать меры по импортозамещению, обеспечить продовольственную безопасность, то стране будут грозить серьезные проблемы.
      К сожалению, предложенные меры по защите отечественных производителей остаются на бумаге. По факту мы имеем отсталые технологии и производственные мощности, из-за которых наши предприятия вынуждены тратить больше электроэнергии и выпускать меньше продукции, качество которой оставляет желать лучшего. Все это тянет нас в кабалу импортозависимости.
      К сожалению, должен сказать, что антикризисные мероприятия, предложенные правительством, на мой взгляд, недостаточны. Объемы финансирования - предположительно это 14 миллиардов сомов - более чем скромные. По крайней мере, эта сумма была озвучена, когда рассматривались изменения бюджета-2020.
      На мой взгляд, если правительство не сможет влить в экономику до 100 миллиардов сомов, то кризис только усугубится.
      Также нужно освоить до конца года средства Киргизско-Российского фонда развития, объем которых составляет 500 миллионов долларов.