Издание::Российская газета Регион::Экономика Северного Кавказа Название::К мастеру - по записи Номер1::170 Номер2::8224 Дата::04.08.2020 Страница::14 Автор::Кияшко Роман Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Малый бизнес Как предприятия сферы услуг перенесли режим самоизоляции Роман Кияшко, Ставропольский край В Ставропольском крае полтора месяца назад начался первый этап снятия ограничений, введенных из-за коронавируса. В регионе по-прежнему закрыты кинотеатры, театры, торговые центры и другие развлекательные учреждения. Заведения общепита работают, только если у них есть летние веранды. Но уже открылись предприятия сферы обслуживания. Корреспондент "РГ" узнал у бизнесменов, легко ли им вернуться к работе. Автомастер Сергей Шепелев (хозяин СТО) рассказывает, что закрыть станцию техобслуживания пришлось на небольшой срок, когда действовали самые строгие ограничения. В это время улицы Ставрополя опустели, и тем немногим автолюбителям, которые обращались за ремонтом, Сергею приходилось отказывать: - Мастеров я распустил по домам. Договорились, что, если в течение ближайшего месяца ничего не изменится, будем думать, что делать дальше. К счастью, автомастерским вскоре разрешили работать. Он добавил, что после открытия был небольшой бум заказов. Приезжали те, у кого подошел срок планового ремонта. Но затем количество клиентов стало прежним. - Однако выросла стоимость запчастей. Связано это с падением курса рубля. Поставщики распродали старые запасы, новые поставки шли уже по более высоким ценам. Клиенты сейчас удивляются, чаще просят заказать более дешевые аналоги, - продолжает предприниматель. Он добавил, что не воспользовался введенными правительством РФ мерами поддержки бизнеса, так как его дело пострадало в меньшей степени. Парикмахерским правительство Ставрополья разрешило работать уже в конце апреля. Однако во многих салонах красоты не торопились открывать двери. Так, Лариса Колокольникова, у которой своя парикмахерская, где работают несколько мастеров, рассказала, что новости о возобновлении работы все обрадовались. Но, когда узнали условия, которые необходимо соблюсти для этого, энтузиазм сильно поубавился. - Требования больше подходили для отделений инфекционных больниц, чем для салонов красоты. Поэтому мы повременили с открытием. Я могла себе позволить возобновить деятельность, так как помещение находится у меня в собственности, за аренду я не плачу. С мастерами мы договорились, что, как только откроемся, в первые два-три месяца я уменьшу процент выручки, который забираю себе как владелец, - пояснила Колокольникова. - Весь сложный период мы протянули на накопленных ресурсах. Никакой помощи со стороны нам не предоставили. Владелец другого салона красоты Майя Борщигова признается, что ограничения из-за коронавируса заставили кардинально пересмотреть финансовую политику компании. При этом кредитные каникулы и другие льготы, предоставленные правительством РФ, оказались ей весьма кстати. - С самого начала было ясно, что ситуация окажется тяжелой и хвататься следует за любые возможности. Конечно, больше всего нас удивили требования Роспотребнадзора. Уверена, что в полной мере их не смогла удовлетворить ни одна парикмахерская или салон красоты, - считает Борщигова. А вот владелец мастерской по ремонту обуви и изготовлению ключей Рубен Оганесян говорит, что не прекращал работу во время самоизоляции, а лишь перенес ее на дом: - Повесил на двери мастерской объявление со своим номером телефона и просьбой звонить, если нужно что-то сделать. Люди приносили заказы, оставляли возле двери, по телефону они объясняли, что им нужно. Если требовалось, выходили на видеосвязь. Дома интернет безлимитный, дополнительных расходов нет. Так и работал пару месяцев, пока не открыл мастерскую снова. Да, количество клиентов уменьшилось. Но все-таки кое-как удалось пережить тяжелый период. Сейчас вроде все наладилось. . Акцент После открытия предприятий сферы услуг был небольшой бум заказов. Но затем количество клиентов стало прежним Санитарные требования к парикмахерским оказались настолько жесткими, что не все владельцы рискнули открыться, когда это разрешили. Владимир Аносов |