Надолинская
Татьяна
Васильевна

Научная, педагогическая и общественная деятельность


Надолинская Татьяна Васильевна закончила Таганрогское государственное музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование» в 1980 году и получила квалификацию «дирижер хора», «преподаватель сольфеджио ДМШ», учитель пения в общеобразовательной школе. В 1981–1984 годах работала преподавателем сольфеджио и руководителем хора в музыкальной школе п. Целина Ростовской области, концертмейстером в музыкальном училище в г. Пржевальске (Киргизская ССР).

В 1989 году закончила с отличием Таганрогский государственный педагогический институт по специальности «музыка» с дополнительной специальностью «педагогика».

В июле 1989 года была принята на должность преподавателя-стажера кафедры дирижирования и методики музыкального воспитания ТГПИ. В 1996 году закончила очную аспирантуру на кафедре педагогики в Ростовском государственном педагогическом университете и защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников» и продолжила работу в Таганрогском государственном педагогическом институте.

С 2000 года Т. В. Надолинская работает в должности доцента кафедры истории и теории музыки. В течение 20 лет заведует педагогической практикой, ведет лекционные, семинарские и практические занятия по методологии, истории, теории и методике музыкального образования на дневном и заочном отделении, руководит хоровым коллективом на заочном отделении, ведет класс хорового дирижирования на дневном и заочном отделении, руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами.

С 2002 по 2006 годы Татьяна Васильевна Надолинская работала методистом городского научно-методического центра г. Таганрога, повышая квалификацию педагогов-практиков, осуществляла научное консультирование ряда школ города (МОУ СОШ № 6, 16, 34, 37, 38), ежегодно проводила городской фестиваль «Наполним музыкой сердца» для вокально-хоровых коллективов города.

В 2003–2008 годах входила в творческую группу лаборатории интеграции искусств Института художественного образования Российской академии образования, работающей над созданием монографии «Художественно-образное видение как основа развития творческого воображения школьников» (руководитель проекта доктор философских наук, профессор Л. П. Печко), разрабатывая главу «Игровое видение произведений искусства в творческом воображении школьников». В 2010 году совместно с сотрудниками лаборатории интеграции и и взаимодействия искусств были проведены исследования в школах Ростовской области совместной научно-исследовательской работы с “SIERRA Colledge” (Калифорния, США) по проблеме формирования культуры личности в процессе работы с интернет-ресурсами.

С 2002 года и по настоящее время СОШ № 1942 с углубленным изучением области знания «Искусство» г. Москвы внедрила в учебный процесс инновационные технологии Татьяны Васильевны Надолинской в процесс преподавания музыки и музыкальной литературы, что положительно повлияло на творческое развитие учащихся. На уроках музыки используются учебники по музыки для 1-4 классов, пособия и методические рекомендации для уроков музыки и внеклассных мероприятий. Совместное сотрудничество позволило разработать Концепцию музыкального образования и успешно выступить на Всероссийской конференции «Школа России – 2003», получить Дипломы победителей на выставке «Инновации в Юго-Восточном административном округе города Москвы».

В течение 2003–2009 годов эффективно внедрялись и апробировались авторские инновационные технологии на предметах гуманитарно-эстетического цикла (музыка, мировая художественная культура), учебные пособия для 1-8 классов, фонохрестоматии на уроках искусства в школах г. Химки.

В 2006–2011 годах Татьяна Васильевна Надолинская читала курс лекций для работающих учителей музыки в Московском институте открытого образования. К курсовой переподготовке участвовало более 400 учителей, работающих в системе столичного образования.

В 2006–2007 году – докторант кафедры культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. В 2008 году успешно защитила докторскую диссертацию «Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования».

С 2009 года работает в должности профессора кафедры истории и теории музыки в ТГПИ имени А. П. Чехова. С 2010 года работает в должности профессора кафедры филологии и искусства Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Осуществляет руководство: 1) целевой программой «Интеграция медиаобразования с предметом «Музыка» в общеобразовательной школе» (2009–2012 гг.); 2) стажировочной площадкой и руководство курсовой переподготовкой учителей эстетического цикла по федеральному лоту № 2 «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» по проблеме «Профессиональная деятельность учителя-гуманитария в достижении образовательных результатов ФГОС» (2011–2012 гг.); куратор курсовой переподготовки учителей музыки, изобразительного искусства, МХК; 4) секцией гуманитарных дисциплин на X–XII Южно-Российских межрегиональных научно-практических конференциях-выставках «Информационные технологии в образовании – 2012», проводимых Министерством образования Ростовской области (2010–2012 гг.).

С 2011 года на базе ТГПИ имени А. П. Чехова организует и проводит областной конкурс-фестиваль «Наполним музыкой сердца» для обучающихся в МОУСОШ, учреждениях дополнительного образования, средних профессиональных образовательных учреждениях.

Круг научных интересов профессора Т. В. Надолинской – интегрированный подход к художественному и музыкальному образованию в условиях высшего профессионального и общего образования; инновационные методы художественного образования; теория и практика игрового моделирования уроков искусства в начальной и основной школе; взаимодействие методов театральной и музыкальной педагогики на уроках музыки и внеклассной работе; диагностика музыкального развития школьников и контроль качества обучения; формирование педагогической игротехники как компонента педагогического мастерства учителя музыки; создание базы цифровых образовательных ресурсов для уроков музыки и МХК; интерактивные технологии в образовательном процессе современной школе; интеграция медиобразования и образовательной области «Искусство»; медиакомпетентность и медиаграмотность педагога-музыканта.

Татьяна Васильевна – участник и организатор Международных, Всероссийских и Межрегиональных конференций, в том числе в Словакии, Канаде, Украине по различным вопросам художественного и музыкального образования, в том числе и использования технологий мультимедиа на предметах гуманитарно-художественного цикла.


Заслуги, награды,
гранты, полученные на научно-исследовательские проекты


1992 г. – Благодарственное письмо за активное участие работе VI студенческой научно-практической конференции и дирижерско-педагогического конкурса «Профессия – учитель музыки», плодотворную работу в жюри и подготовку специалистов к музыкально-педагогической работе в общеобразовательной школе (Краснодар, 1992 г.).

2001 г. – Почетная грамота за подготовку победителя конкурса «Студент года» Е. С. Лапшовой в Таганрогском государственном педагогическом институте (Таганрог, 2001 г.).

2003 г. – Грамота за добросовестный труд, успешную подготовку педагогических кадров в Таганрогском государственном педагогическом институте (2003 г.).

2004 г. – Диплом фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за работу «Иградраматизация на уроках музыки интегрированного типа» (Москва, 2004).

2006 г. – Грамота победителя конкурса грантов ТГПИ на проведение научных исследований в 2006 году.

2007 г. – Почетная грамота за научно-методическую работу, представленную в рамках 3-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность (Москва, 2007 г.).

2008 г. – Благодарность за высокий уровень подготовки студентов к научной студенческой конференции на музыкально-педагогическом факультете (Таганрог, 2008).

2008 г. – Благодарственное письмо от кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования за подготовку и проведение лекций и практических занятий по теме: «Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе в современных условиях», проведенных для слушателей курсов повышения квалификации г. Москвы в 2006-2008 гг. (Москва, 2008).

2008 г. – Почетная грамота Института художественного образования РАО за помощь в проведении в школах Ростовской области совместной научно-исследовательской работы с “SIERRA Colledge” (Калифорния, США) по проблеме формирования культуры личности в процессе работы с интернет-ресурсами (Москва, 2008 г.).

2009 г. – Благодарственное письмо от Управления образования и МОУ Методический центр образования г. Ростова-на-Дону за серию лекций по образовательным технологиям для учителей музыки города.

2009 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ от 5 октября 2009 года № 1320/к-н).

2010 г. – Диплом III степени за учебно-методическое пособие «Интегрированные театральные технологии в художественном и музыкальном образовании» в Международном конкурсе научных и учебно-методических работ по проблемам педагогического и художественного образования, проводимом НАПН Украины (Киев, 2010).

2011 г. – Благодарственное письмо от кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования за подготовку и проведение серии лекций и практических занятий по теме «Интегрированные театральные технологии в художественном и музыкальном образовании», проведенных для слушателей курсов повышения квалификации 10 марта 2011 г. (Москва, 2011).

2011 г. – Почетная грамота Управления образования г. Ростова-на-Дону за активное содействие в организации межкурсовой учебы работников образования города (Ростов, 2011 г.).

2011 г. – Благодарственное письмо от ректората ГОУ ВПО «Курский государственный университете» за проведение семинара «Интегрированные технологии в современном музыкальном образовании» для преподавателей и студентов КГУ, учителей музыки школ города Курска (Курск, 2011).

2011 г. – Благодарственное письмо от Министра образования Ростовской области Балиной Л. В. за помощь в организации и проведении XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2011». 31 октября – 2 ноября 2011 года (Ростов-на-Дону, 2011).

2012 г. – Благодарственное письмо от ректората Ростовской государственной консерватории (академии имени С. В. Рахманинова за научно-методическую работу со студентами 3-4 курсов, представленную в рамках областной научно-практической конференции «Музыкальная культура и педагогика творчества: теории и практика» (Ростов-на-Дону, 2012 г.).

2012 г. – Благодарственное письмо от Правления Ростовской композиторской организации за плодотворный многолетний труд в области пропаганды творчества ростовских композиторов (Ростов-на-Дону, 2012).

2012 г. – Благодарственное письмо от Министра образования Ростовской области Балиной Л. В. за помощь в организации и проведении XII Южно-Российских межрегиональных научно-практических конференций-выставок «Информационные технологии в образовании- 2012». 15–16 ноября 2012 г. (Ростов-на-Дону, 2011, 2012).

2012 г. – Благодарственное письмо за проведение мастер-классов в г.Курске в 2011-2012 гг. от научно-методического центра г. Курска (директор МКУ «Научно-методический центр города Курска» В. А. Ачкасов).

2009–2012 гг. – руководство федеральной целевой программой «Интеграция медиаобразования с предметом «Музыка» в общеобразовательной школе».

2010 г. – грант РГНФ-2010 (10-06-94017к/К.) за научно-популярную книгу «Современная классика, джаз и поп-музыка для подростков и их родителей».

2006, 2008, 2009, 2011, 2012 гг. – гранты «ТГПИ имени А. П. Чехова» на издание научных трудов и высокий рейтинг научно-исследовательской деятельности среди профессорско-преподавательского состава института.


Диссертации


1. Надолинская, Т. В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 «Общая педагогика» / Надолинская Татьяна Васильевна; Ростовский гос. пед. ун-т; науч. рук. А. Д. Алферов. – Ростов н/Д., 1996. – 18 с.

2. Надолинская, Т. В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» / Надолинская Татьяна Васильевна; Москов. гос. гуманит. ун-т имени М. А. Шолохова. – М., 2008. – 468 с.


Библиография трудов


Общее количество публикаций – 120, общий объем составляет более 300000 п.л.


1993

1. Надолинская, Т. В. Музыкально-дидактические игры и драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1993. – 48 с.


1994

2. Надолинская, Т. В. Игра-драматизация на уроках музыки в начальных классах / Надолинская Татьяна Васильевна // Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики: межвуз. сб. науч. тр. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994. – С. 35-40.


1996

3. Надолинская, Т. В. Программа государственного экзамена по теории и методике музыкального воспитания в школе: метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1996. – 24 с.


1997

4. Надолинская, Т. В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: дис. … канд. пед. наук / Надолинская Татьяна Васильевна; Ростовский гос. пед. ун-т; науч. рук. А. Д. Алферов. – Ростов н/Д., 1996. – 18 с.


1998

5. Надолинская, Т. В. Музыка: учебник для учащихся 1 класса / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Айкен, 1998. – 164 с.

6. Надолинская, Т. В. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Музыка» (1-3 кл.): книга для учителя / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Айкен, 1998. – 176 с.


1999

7. Надолинская, Т. В. Игра-драматизация в школе: история и современность: монография / Надолинская Татьяна Васильевна. – Деп. в НИИ Высшего образования 15.12.99, №179-99. – 144 с.


2000

8. Надолинская, Т. В. Семинарские и практические занятия по курсу «Методика музыкального воспитания»: метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2000. – 44 с.


2001

9. Надолинская, Т. В. Музыкальное воспитание и образование в античных цивилизациях / Надолинская Татьяна Васильевна. – М., 2001. – 17 с. – Деп. в ИНИОН РАН 02.08.2001, № 56666.

10. Надолинская, Т. В. Учебник-тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы по предмету «Музыка» / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Айкен, 2001. – 96 с.


2003

11. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе: книга для учителя / Надолинская Татьяна Васильевна. – М.: Владос, 2003. – 232 с.


2004

12. Надолинская, Т. В. Педагогическая практика на музыкально-педагогическом факультете: учебно-метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна, Тарасенко Л. В., Середа Диана Николаевна. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2004. – 80 с.


2005

13. Надолинская, Т. В. На уроках музыки о литературе и искусстве: книга для учителя / Надолинская Татьяна Васильевна. – М.: Владос, 2005. – 192 с.

14. Надолинская, Т. В. Игра без побежденных / Надолинская Татьяна Васильевна // Искусство в школе. – 2005. – № 6. – С. 50-53.


2006

15. Надолинская, Т. В. Развитие сотворческого воображения будущего педагога и учащихся в художественно-эстетической игре (драматизации) / Надолинская Татьяна Васильевна // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: сб. науч. ст. – М.: Изд-во МПГУ, 2006. – С. 45-57.

16. Надолинская, Т. В. Игровые педагогические технологии в моделировании художественно-творческого процесса: теоретический аспект) / Надолинская Татьяна Васильевна // Научная мысль Кавказа. – 2006. – № 1. – С. 56-61.

17. Надолинская, Т. В. Художественно-игровая среда как фактор развития сотворческого воображения педагога и учащихся / Надолинская Татьяна Васильевна // Известия ТРТУ. – 2006. – Тематический выпуск «Гуманитарные науки в современном мире». – № 2 (57). – С. 130-135.

18. Надолинская, Т. В Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки: монография / Надолинская Татьяна Васильевна. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – 268 с.


2007

19. Надолинская, Т. В. Художественно-игровая деятельность как компонент педагогического мастерства учителя музыки / Надолинская Татьяна Васильевна // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 1. – С. 43-48.


2008

20. Надолинская, Т. В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук / Надолинская Татьяна Васильевна; Москов. гос. гуманит. ун-т имени М. А. Шолохова. – М., 2008. – 468 с.

21. Надолинская, Т. В. Полихудожественное развитие младших школьников в художественно-эстетической среде образовательной школы / Надолинская Татьяна Васильевна // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 1. – С. 172-177.

22. Надолинская, Т. В. Театральные технологии в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта / Надолинская Татьяна Васильевна // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 1. – С. 172-177.


2009

23. Надолинская, Т. В. Инновационные методы контроля качества образования: банк тестовых заданий в системе АСТ-ТЕСТ: учеб. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – 244 с.

24. Надолинская, Т. В. Трубадуры и скоморохи: опыт музыкальной игры-драматизации / Надолинская Татьяна Васильевна // Музыка в школе. – 2009. – № 4. – С. 40-47.


2010

25. Надолинская, Т. В. Интегрированные театральные технологии в музыкальном и художественном образовании: учебно-метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 124 с.

26. Надолинская, Т. В. Современная классика, джаз и поп-музыка для подростков и их родителей / Надолинская Татьяна Васильевна. – Ростов н/Д.: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. – 176 с.


2011

27. Надолинская, Т. В. Интеграция искусств и медиаобразования как фактор формирования творческих компетенций школьников в пространстве музыкальной культуры / Надолинская Татьяна Васильевна // Художественное образование в пространстве современной культуры: мат-лы I Международ. науч.-практ. конф. 7–10 окт., г. Бойнице, Словакия. – М., 2011. – С. 86-91.


2012

28. Nadolinskaia, T. Sources of game activity in the history of culture and pedagogics / Nadolinskaia Tatiana // Science, Technology and Higher Education: materials of the international research and practice conference, Westwood, Canada, December, 11-12 2012, 2012 / с. Westwood, Canada, 2012.

29. Надолинская, Т. В. Алгоритм работы педагога-музыканта с интерактивной доской SMART Notebook / Надолинская Татьяна Васильевна // Педагогика искусства: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. – № 4. – 2012. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: // www.art.-education. ru / AE-magazine – 4- 2012/htm

30. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на интегративных уроках музыки в общеобразовательной школе (5-8 классы): книга для учителя / Надолинская Татьяна Васильевна. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2012. – 84 с.

31. Надолинская, Т. В. Современные технологии оценки качества музыкального образования школьников (1-8 классы): учебно-метод. пособие / Надолинская Татьяна Васильевна. – Ростов н/Д.: Изд-во РИПК и ППРО, 2012. – 84 с.

32. Надолинская, Т. В. Музыка и мировая художественная культура / Надолинская Татьяна Васильевна // Рекомендации к реализации регионального учебного плана в общеобразовательных учреждениях Ростовской области: метод. пособие: в 3 ч. / под общ. ред. С. Ф. Хлебуновой. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. – Ч. 3. – С. 45-55.