Издание::Российская газета Регион::Экономика Северного Кавказа Название::Кисловодск: взгляд в будущее Номер1::170 Номер2::8224 Дата::04.08.2020 Страница::15 Автор::Сухарев Михаил Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Инфраструктура Разработан мастер-план модернизации города-курорта Михаил Сухарев, Ставропольский край Специалисты московского КБ "Стрелка", института развития жилищной сферы Дом.рф и администрации Кисловодска разработали комплексный план модернизации курорта, чтобы сделать его к 2030 году мировым туристическим центром и вдвое увеличить количество отдыхающих. Подробности узнал корреспондент "РГ". Еще 20-30 лет назад доминировал "маршрутный туризм", сейчас же на первое место выходит так называемый отдых целостных впечатлений с погружением в окружающую среду. Человек хочет чувствовать себя частью города, хочет, чтобы его окружали красивые природные ландшафты, но чтобы была и вся необходимая инфраструктура. Именно на это и сделали упор в плане. В нем содержится архитектурный регламент, определяющий требования к застройке в исторической части города, проект развития территорий, примыкающих к нацпарку "Кисловодский" и концепция зон вдоль главной оси города - проспекта Победы. Сейчас в муниципалитете туризм делится на три направления - чисто медицинский, досугово-оздоровительный и лечебно-оздоровительный. К ним добавят еще три - деловой, спортивный и экологический. Согласно документу, успех города-курорта должен складываться из шести составляющих - современная санаторно-курортная инфраструктура, качественные и разнообразные сервисы, эффективная транспортная система, оживленный и привлекательный городской центр, удобные маршруты для спортсменов и туристов, узнаваемый в России и мире бренд. Создавалась стратегия на основе генплана Кисловодска, принятого краевой думой. Предполагается, помимо прочего, расширить гостиничную сеть и добавить еще не менее 3400 мест в средствах размещения, построить аквакомплекс площадью 20 тысяч квадратных метров и национальный культурный центр. Согласно прогнозам, около миллиона человек посетит высокотехнологичные медицинский и реабилитационный центры, которые войдут в единый кластер. Напомним, этот проект поддерживает Корпорация развития Северного Кавказа. Сам кластер создают в соседней Карачаево-Черкесии, на него, согласно предварительным оценкам, понадобится 162 миллиарда рублей. Основная специализация - кардиология, неврология, нейрохирургия, травматология и ортопедия, офтальмология, а также оздоровление с использованием минеральных вод и лечебных грязей. В кластер войдут университетская клиника, медицинский университет и научно-исследовательский центр. Рядом с ними предполагается строительство трех частных клиник и технопарка для размещения производств медицинской и фармацевтической продукции. Особое внимание в стратегии уделили велопешеходной инфраструктуре. Проложат 2,5 километра пешеходных улиц и веломаршруты протяженностью свыше 30 километров. Кроме того, предполагается обновить все 238 городских остановок общественного транспорта. Протяженность прогулочных маршрутов вдоль рек вырастет в 12 раз. - Предусмотрено благоустройство береговых полос и расчистка русел. В рамках развития инженерной инфраструктуры будут устранены все прямые канализационные выпус-ки в реки, - отметил директор проекта КБ "Стрелка" Семен Москалик. Стратегия предусматривает модернизацию коммунальной инфраструктуры города. К 2030 году износ сетей водоснабжения обещают снизить на 44 процента. Все это должно помочь сохранить курортную экосистему и ее главное достояние - целебный нарзан. Что касается инженерных сетей, то с ними сложная ситуация во всем регионе Кавминвод. Согласно подсчетам экспертов, на обновление 14 объектов коммунальной инфраструктуры в КМВ необходимо более 21 миллиарда рублей. Сейчас вопрос о выделении этой суммы рассматривается в федеральном центре. - Кавминводские очистные сооружения работают на пределе мощности, подключение новых объектов к ним невозможно, что существенно сдерживает развитие курортного региона, - заявил министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко. С транспортной инфраструктурой города поработают отдельно. Улично-дорожную сеть хотят оптимизировать, чтобы снизить интенсивность движения личных авто через центральную часть Кисловодска. Парковки планируют из центра перенести. В качестве компенсации предлагается изменить систему общественного транспорта, полностью обновить подвижной состав, чтобы все автобусы в Кисловодске соответствовали экологическому классу Евро-5. Также предполагается определить зону пониженных выбросов. - Это предложение для России уникально. Важно, чтобы его внедрение было плавным и поэтапным и жители успевали адаптироваться к происходящим изменениям, - пояснил Семен Москалик. В ближайшее время предстоит обсудить план с горожанами, а затем с краевым градостроительным советом, после чего стратегию доработают и представят Совету Федерации. На реализацию главных проектов потребуется 25,5 миллиарда рублей, из которых половину составят бюджетные средства. В целом же нужно 53,6 миллиарда. . Мнение Александр Курбатов, глава администрации Кисловодска: - При подготовке мастер-плана мы оценили состояние транспортной системы, инженерных сетей. Необходимо повысить комфорт жизни кисловодчан. Школы, детсады, учреждения культуры должны быть в пешей доступности. Конечно, всех нас волнует облик города, архитектурная среда. Кроме того, мы хотели бы сделать более популярными ряд туристических мест. Акцент Стратегия предусматривает модернизацию коммунальной инфраструктуры города. К 2030 году износ сетей водоснабжения обещают снизить на 44 процента Модернизация Кисловодска позволит туристам открыть для себя новые грани города. Владимир Аносов |