Издание::Российская газета Регион::Московский выпуск Название::Истина как классовый враг - социология Номер1::168 Номер2::8222 Дата::31.07.2020 Страница::8 Автор::Елена Яковлева Рубрика 1::ПОДРОБНОСТИ Рубрика 2::социология Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Что стоит за движением BLM? Прежде чем запустить новый опрос о том, как россияне относятся к движению "Black lives matter", ВЦИОМ пригласил на свой научный совет политологов, социологов, культурологов и журналистов-международников. Они искали ответ на вопрос: как понять новую форму глобального общественного активизма и оценить ее влияние на общественные процессы? Глава ВЦИОМ Валерий Федоров прежде всего обратил внимание на новую работу Френсиса Фукуямы, прогремевшего когда-то со своим знаменитым "Концом истории". В своем недавнем труде "Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия" он отмечает как глобальный тренд то, что люди во всем мире все больше и больше внимания начинают уделять своей идентичности - национальной, расовой, гендерной, религиозной. И похоже, это не обойдет никого. По мнению социолога Ольги Каменчук, руководителя практики международных исследований ВЦИОМ, эта современная нестабильность, авторитарно-популистский реванш и всплеск протестной активности является частью глобального столкновения ценностей новой эпохи с устоявшимися. Известный журналист-американист Михаил Таратута предполагает, что лозунги BLM могут иметь и манипулятивные политические цели - вытеснить Трампа из Белого дома. По его словам, у новых активистов появляется даже новая лингвистика. Как когда-то у большевиков было излюбленное слово "контра", так теперь у BLM "преодолей свою белизну". По мнению историка Александра Лукина, завлабораторией факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, мы сталкиваемся с новой интеллектуальной модой западного мира, отход от стандартов которой может обернуться и идеологической цензурой. Он отметил, что BLM, существовавшая как организация уже лет 10, была довольно маргинальной (как большевики в 1910-м), но сейчас, по его мнению, маргинальные идеи становятся материальной силой. Отмахиваться от этого не стоит, статья в ленинской "Искре" о влиянии токарного станка на форму литературного романа когда-то всех смешила, но потом 70 лет изучалась как классика. На его взгляд, BLM часть более общей тенденции идеологизации западного мира. Расширение прав для афроамериканцев, женщин, бедных, в конце концов породило своеобразную идеологию политкорректности, когда люди не просто равны, но и еще "не хуже других": "Тупой не хуже умного, необразованный образованного, бесталанный талантливого, и первых нельзя обижать, указывая им на их недостатки". По его мнению, уже пришло время опасаться, не дойдет ли дело до знаменитого вопроса персонажа Андрея Платонова: а не является ли истина классовым врагом? Политолог Глеб Кузнецов считает, что войны, бедствия и эпидемии неизменно обостряют эсхатологические настроения. Он видит и в движении BLM своего рода эсхатологический бунт. Для таких "бунтарей" государство, каким бы травоядным оно ни было, неизменно превращается в тираническое. Он находит параллели происходящему в сознании и поведении американских баптистов и квакеров, задолго до советских управдомов имеющих привычку ходить по домам и обнаружив у кого-то томик Шекспира, увидеть в этом разрушение шанса на Спасение всей общины. Такие ментальные механизмы, похоже, срабатывают и сейчас. |