Издание::Российская газета Регион::Общероссийский выпуск Название::Скрипичный ключ мира Номер1::157 Номер2::8211 Дата::20.07.2020 Страница::7 Автор::Ирина Муравьева Рубрика 1::КУЛЬТУРА Рубрика 2::Музыка Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Риккардо Мути посвятил проект "Дороги дружбы" Сирии Несмотря на пандемию, уникальный проект итальянского маэстро Риккардо Мути "Дороги дружбы", выступающего с концертами в горячих точках мира и в значимых местах всемирного культурного наследия, состоялся - уже в 24-й раз. В этом году проект был посвящен Сирии. От идеи выступать в Сирии пришлось отказаться. "Мы не смогли организовать концерт в Дамаске, - пояснил Мути, - где уже выступали много лет назад, до войны. Но в Италии к нам присоединились сирийские музыканты - экспатрианты, живущие далеко от своей родины. Мы вместе играли концерт в Равенне, а потом в Пестуме - археологическом памятнике, связанном с сирийской античной Пальмирой. В этом смысле мы будто побывали в Сирии". "Дороги дружбы" Риккардо Мути стали оммажем Пальмире, изуродованной бомбежками ИГИЛ. Концерты прошли с посвящением Халиду Асааду, сирийскому ученому-археологу, исследователю Пальмиры, похищенному и казненному террористами в 2015-м, и Хеврин Халаф, курдско-сирийской общественной деятельнице, выступавшей за права женщин, за толерантное единство христиан, арабов и курдов. В октябре 2019 Хеврин Халаф была убита боевиками. В память о жертвах войны в Сирии Мути исполнил "Героическую" симфонию Бетховена. Именно этим сочинением он начинал когда-то проект "Дороги дружбы", прилетев в 1997-м на военном самолете с музыкантами Ла Скала в разрушенный Сараево. "Эта потрясающая музыка была знаком нашего братства и началом нашего ежегодного паломничества, диалога на языке музыки - единственном, который не может быть истолкован неправильно, - говорит Мути. - В 2004 году я дирижировал концертом в Сирии, в древнеримском амфитеатре в Босре, между Дамаском и Алеппо, и мне хотелось бы знать, что случилось с музыкантами, которые играли с нами в то время. Увы, наши надежды на будущее этих людей были разрушены событиями в Сирии. Должен сказать, что и для нас в этом году вернуться на сцену и сыграть первый с начала пандемии концерт на открытии Равеннского фестиваля было актом мужества". Италия сама в этом году пережила трагическое время, приняв первой из европейских стран удар пандемии и потеряв почти 35 000 тысяч граждан. Между тем, именно Риккардо Мути и его супруга, режиссер и руководитель Равеннского фестиваля Кристина Маццавиллани-Мути настояли на том, чтобы в Италии зазвучала живая музыка. Первый публичный концерт маэстро Мути провел на открытии Равеннского фестиваля, исполнив "Мечты" Александра Скрябина, прозвучавшие в его интерпретации, как "мираж", полный меланхолии, и моцартовские сочинения "Exsultate, jubilate" ("Радуйтесь, ликуйте") и симфонию "Юпитер" (N41). В средневековой крепости Бранкалеоне, где на открытом воздухе было разрешено провести Равеннский фестиваль, присутствовало 300 человек. На исполнении "Героической" симфонии перед храмом Посейдона удалось разместить 1000 человек (максимум, согласно антиковидному регламенту). Эмоциональное напряжение бетховенской симфонии, где борьба оборачивается траурным маршем, а скорбь - гимном, особенно близки творческой манере Мути. Но квинтэссенцией его интерпретации стал похоронный марш, звучавший, казалось, не только по жертвам сирийской войны, но и пандемии. Для исполнения "Героической" к Риккардо Мути и Молодежному оркестру Луиджи Керубини присоединились девять музыкантов Сирийского эмигрантского филармонического оркестра, созданного в 2015 в Германии. Многие музыканты оркестра до войны играли в Дамаске в Сирийском национальном симфоническом оркестре, участвовавшем в проекте "Дороги дружбы" в Босре. В этом году музыканты SNSO не смогли прилететь в Италию. Но Сирийский Национальный оркестр присоединился к "Дорогам дружбы", исполнив в Оперном театре в Дамаске "Героическую" симфонию Бетховена. Трансляция шла через Facebook. В Италии же с Риккардо Мути выступили еще две участницы. Певица Айнур Доган, золотой голос турецкого Курдистана, выступающая с легендарной оппозиционно-политической группой Grup Yorum, пела песни о судьбе курдского народа, и художница Зехра Доган, отсидевшая 600 дней в тюрьме за картину, где она изобразила разрушение турецкими военными курдского города Нусайбин в 2016-м. Как заметил Мути, "попасть в тюрьму за рисунок, за стихи, за песню, защищая культуру, - это форма мученичества". Во время концерта Зехра Доган на растянутом между колоннами храма Посейдона белом полотне рисовала мифологическое траурное шествие: женщины несут на плечах умершую в белом саване - скорбную метафору современного мира, охваченного конфликтами и войнами. Прямая речь Риккардо Мути: - Хотя Равеннский фестиваль в этот раз проходит в необычных условиях (скажем так, беспрецедентных) из-за коронавируса и серьезных последствий, которые он имел для Италии, мы хотим миру донести мысль, что Италия, хоть и "ранена", все же находит в себе силы проявить солидарность. "Похоронный марш" из Героической симфонии отражает наше отношение к преступлениям, совершенным против людей и против культуры, подобным тому, что произошло в Пальмире. И Афинский Акрополь, и греческие храмы в Пестуме, и Пальмира отражают одно и то же стремление к гармонии и красоте; они вечны и все же хрупки, о чем свидетельствует образ Пальмиры, поврежденной ИГИЛ. Мир переживает плохие времена, но мы соединились в музыке, чтобы передать послание миру: культура может быть сильнейшим оружием. Как говорит блаженный Августин, музыка лечит душу. Гармония врачует раны, видимые и невидимые. |