Издание::Российская газета Регион::Экономика Северного Кавказа Название::Банкоматам покоряются горы Номер1::164 Номер2::8218 Дата::28.07.2020 Страница::14 Автор::Ковалевская Екатерина Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Обзор На Северном Кавказе развитие банковской инфраструктуры повысило популярность безналичных платежей Дарья Лисицына, СКФО В первом квартале нынешнего года жители и гости Южного и Северо-Кавказского федеральных округов потратили более 436 миллиардов рублей, оплачивая картами товары и услуги. Количество безналичных операций выросло на треть. Число транзакций превысило 600 миллионов, что больше, чем в январе - марте 2019 года, на 60 процентов. Все чаще предприниматели ставят электронные терминалы. На юге страны используются уже 375 тысяч таких устройств (почти на треть больше, чем в прошлом году). Активнее всего в СКФО POS-терминальная сеть расширяется в Дагестане и Кабардино-Балкарии, где прирост количества данных устройств составил 49 и 43 процента соответственно. В прошлом году Банк России начал реализацию проекта повышения доступности финансовых услуг на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях ЮФО и СКФО. Благодаря ему удалось увеличить число передвижных пунктов кассового обслуживания на юге страны, теперь они есть в более чем 100 поселках. Банковские сервисы появились в сельских почтовых отделениях, а в кассах магазинов начали выдавать наличные с платежных карт. Увеличилось количество банковских офисов в Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Чечне. - Мы заинтересованы в том, чтобы инновации стали доступны каждому жителю наших регионов. Этому способствуют и появившиеся на Северном Кавказе пункты финансового просвещения. Любой человек может получить здесь информацию о существующих финансовых продуктах и услугах, в том числе и о способах безналичных расчетов, - сообщил начальник Южного ГУ Банка России Евгений Эберенц. В Дагестане за первые три месяца нынешнего года совершено почти 15 миллионов безналичных операций на общую сумму 10 миллиардов рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года их число выросло в 2,7 раза, а сумма - на 82 процента. При этом регион находится только на пятом месте по обеспеченности терминалами (2,7 устройства на тысячу человек, для сравнения: в среднем по стране - более 20). Напомним, Банк России сформировал и периодически обновляет "тепловые карты" доступности финансовых услуг для каждого субъекта РФ. Территории разделена на зоны: от "зеленых", где с этим порядок, до "красных", где доступа к финансовым продуктам фактически нет. Есть еще "оранжевые" и "желтые" - с неполным набором услуг. При построении карт эксперты учитывают наличие в населенных пунктах банкоматов и терминалов для безналичной оплаты, подразделений банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний и отделений Почты России. Кроме того, оценивается качество доступа к интернету и обеспеченность банкоматами и POS-терминалами. В Дагестане еще в прошлом году во многих небольших сельских поселениях высокогорных районов полностью отсутствовала мобильная связь. Ни в одном из поселков, прилегающих к Махачкале, не было банкоматов. На данный момент уровень доступности финуслуг в отдельных населенных пунктах приблизился к 80 процентам. Вместе с тем высокая концентрация "красных" и "оранжевых" зон зафиксирована в Кизилюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. Во многих отдаленных селах до сих пор отсутствует устойчивый интернет, нет достаточного числа банкоматов, точек присутствия банков, МФО и страховых компаний. - Уровень доступности финансовых услуг в поселениях Дагестана немного повысился, "красных" зон стало меньше и появилось больше "оранжевых" и "желтых". Ситуация улучшилась в 198 населенных пунктах, в основном в поселениях центральной и равнинно-предгорной зон республики, - отметил управляющий Отделением - Национальным банком по Республике Дагестан Владимир Черний. В Кабардино-Балкарии в первом квартале 2020 года 7,4 миллиона раз оплачивали товары и услуги безналичным способом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос в 2,3 раза. - Удобство и быстрота безналичных платежей привлекают все большее количество людей. Соответствующим образом развивается и инфраструктура. Согласно последним данным, на территории республики работает 5885 устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием банковских карт. Реализация регионального проекта повышения доступности финансовых услуг и увеличения доли безналичных платежей дает свои результаты, - считает заместитель управляющего отделением Банка России по КБР Аслан Калов. "Тепловая карта" КБР показывает, что сегодня более 90 процентов населения республики проживает в благополучных "зеленой" и "желтой" зонах. - Согласно последним данным, сельские поселения Малакановское, Черниговское, Плановское, Ташлы-Тала, Ерокко и Залукодес перешли из "оранжевой" зоны в "желтую". Это значит, что уровень финансовой доступности на этих территориях теперь находится в пределах 46-65 процентов. В селах расширили банковскую инфраструктуру, что и стало главной причиной положительных изменений, - пояснил управляющий Отделением - Нацбанком Кабардино-Балкарии Анатолий Тхамоков. - Но в этой работе важно не гнаться за цифрами, а подходить к решению вопроса комплексно - расширять эквайринговую сеть не только в крупных городах, но и в небольших станицах и на хуторах. На это в том числе нацелен наш проект повышения финансовой доступности, который мы реализуем во всех регионах двух округов, - добавил Евгений Эберенц. . Кстати В рамках проекта "Безналичный Дагестан" интересная инициатива появилась в Дербенте. В начале июля МУП "Единый информационно-расчетный центр" (ЕИРЦ) перешел на инновационный облачный биллинг БРИС ЖКХ, разработанный компанией "Расчетные решения" совместно со Сбербанком. Его цель - увеличить долю безналичных расчетов в различных отраслях экономики, в приоритете сейчас ЖКХ и предоставление абонентам возможности оплачивать услуги через современные дистанционные сервисы. - Сервис БРИС ЖКХ разработан с учетом требований и потребностей всех участников рынка ЖКХ, что позволяет систематизировать и упростить работу целого сектора, значительно ускорив время расчетов, а также в несколько раз повысить собираемость платежей, - заявил генеральный директор компании "Расчетные решения" Михаил Казаков. В его основе лежат "облачные" технологии - это означает, что все вычисления берут на себя серверы разработчика и компаниям коммунальной сферы не нужно тратить дополнительные средства на ИТ-инфраструктуру и ее содержание. Сегодня с помощью этой системы производятся расчеты за услуги ЖКХ в 17 регионах РФ. Акцент Банковские сервисы появились в сельских почтовых отделениях, а в кассах магазинов начали выдавать наличные с платежных карт За год количество терминалов безналичной оплаты на юге страны выросло на треть. ТАСС |