Издание::Российская газета Регион::Общероссийский выпуск Название::С Рубенсом в "друзьях" Номер1::157 Номер2::8211 Дата::20.07.2020 Страница::7 Автор:: Рубрика 1::КУЛЬТУРА Рубрика 2::Событие Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Пять веков европейского рисунка - в ГМИИ им. А.С. Пушкина Решение ГМИИ им. А.С. Пушкина показать все великолепие своей графической коллекции в одном проекте - смелый и амбициозный шаг. Первый показ состоялся в Париже. Когда в прошлом году ГМИИ им. А.С. Пушкина представил свое собрание графики в парижском Фонде Кустодиа, для многих зрителей уровень произведений и масштаб коллекции стал открытием. Дело не только в количестве (а 27 000 листов только рисунков говорят сами за себя), не только в славных именах - "от Дюрера до Матисса", как лаконично заявлено в названии проекта, но в качестве и провенансе работ. Музейное собрание графики складывалось полтора столетия и восходит к Гравюрному кабинету Московского публичного и Румянцевского музея. Именно этому музею, основой которого стала легендарная коллекция канцлера Николая Петровича Румянцева, император Александр II в 1861 году подарил 20 170 гравюр из собрания Императорского Эрмитажа. Позднее коллекция пополнялась дарами собирателей, а после 1917 - работами из национализированных собраний. Нынешняя выставка фактически продолжает сюжет парижского проекта в Фонде Кустодиа, но уже в родных пенатах. Зрители в России с коллекцией ГМИИ им. А.С. Пушкина знакомы лучше, чем европейцы. Благо большие выставки графики были традиционно приурочены к выходам каталогов-резоне отдельных национальных школ. Так, собрание итальянского рисунка XV-XX веков показывали в 2013-м, французского рисунка XIX-XX веков - в 2011-м, нидерландского, фламандского и голландского XVI-XVII веков - в 2002 году. Но сейчас впервые ставится задача представить creme de la creme графической коллекции целиком. Впечатляет решимость музея отдать до ноября не только Белый зал и пространство колоннады под собрание европейского рисунка "от Дюрера до Матисса", но и соседние залы, где среди современной им живописи разместились рисунки старых мастеров . Графика, этот камерный жанр, фактически показывается в формате блокбастера. А это значит, что музей ждет не только ценителей графического искусства, но и обычных любопытствующих зрителей. Тех, кто придет скорее на известные имена, будь то Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Ван Гог, Пикассо или Матисс... Выбор для постера на фасаде музея образа девочки с единственного в России рисунка Ван Гога (он хранится в Пушкинском!), подчеркивает уникальность собрания.Сейчас уже и не скажешь, что было первым - жизнь онлайн во время самоизоляции, когда виртуальные туры, экскурсии, перформансы и рассказы хранителей музея стали вдруг повседневным опытом для десятков тысяч людей, или программа, разработанная именно для этой выставки, помогла найти ключ к музейной жизни "в сети". Но факт, что выставка фактически сегодня живет в двух форматах - онлайн и офлайн. На сайте музея можно заранее найти работы, которые больше всего хочется увидеть живьем. Для кого-то это будет рисунок Ван Гога или Ренуара, а для кого-то - рисунок Дега "После ванны", где чуть ли не впервые нагая женщина не позирует в роли богини или одалиски, а просто занята тем, что моется и вытирает ноги. Средства первого знакомства - на выбор. Есть аудиогид. Есть несколько экскурсий с куратором проекта Виталием Мишиным и хранителями национальных коллекций рисунков. Есть мини-сериал "Открытый музей" на "Культуре"... Наконец, можно отправиться в виртуальный тур, увидеть расположение работ в залах, прочитать историю каждого рисунка. В итоге, на выставке вы оказываетесь в знакомом пространстве. Рисунки как старые френды, с которыми ты общался в facebook, и наконец вы встретились офлайн. Отказавшись от представления графики по национальным школам, кураторы не стали делать исключения и для отечественных авторов. Работы русских художников представлены как органическая часть истории европейского искусства. "Спящая турчанка" романтика Брюллова, образ которой навеян "Бахчисарайским фонтаном" Пушкина, соседствует с акварелью Делакруа с ориентальным мотивом. Абстрактные композиции Кандинского - в одном зале с графикой Пауля Клее, его соратника по Баухаусу. Впрочем, сама история графической коллекции Пушкинского - лучшее доказательство тесной связи отечественного и мирового искусства. Достаточно вспомнить Ивана Ивановича Бецкого, который для штудий студентов Императорской Академии художеств закупает в мастерской Грёза около двухсот рисунков. Пейзажи Каспара Давида Фридриха любили наши романтики, особенно Жуковский. Русские заказчики поддерживали Фридриха, даже когда его популярность в Германии сошла на нет. Возможно, сепия позднего периода творчества Каспара Давида Фридриха "Двое мужчин на берегу моря", которая повторяет в рисунке одноименную картину 1817 года, делалась по заказу из России. Среди самых удивительных работ - рисунок Тьеполо "Геракл и Антей" (XVIII век) из личной коллекции хранителя Эрмитажа Андрея Сомова. Возможно, этим рисунком любовались сын Сомова Костя со школьным приятелем Шурой Бенуа. "Мир искусства" вырос из дружеского общения "одноклассников", плененных XVIII веком, салонами, театром и расчисленными парками эпохи классицизма. Но и авангардные московиты знали и ценили современное им западное искусство. Свидетельство тому - яркая и нежная акварель "Животные" Франца Марка, сделанная незадолго до Первой мировой войны, на которой его убьют. В 1912 году на мюнхенской выставке "Синего всадника" он подарил эту кубистическую работу русской художнице Наталье Гончаровой. Из ее коллекции акварель в итоге и пришла в музей. Творческий диалог Гончаровой с художниками "Синего всадника" выглядит несколько неожиданно. Обычно вспоминают влияние парижских впечатлений на ее творчество. Но очевидно, что поиск Гончаровой, Ларионова и Франца Марка шел в сходном направлении. Кубистическая манера письма Марка находит отклик в работах Гончаровой, а не пафосные образы буренки и черно-белой свинки обнаруживают параллели в портретах живности кисти Ларионова. Наконец, соседство жесткой, лаконичной графики Георга Гросса и ранних акварелей Юрия Пименова, тогда члена Общества станковистов (ОСТ), напоминает, как многим раннее советское искусство обязано немецким экспрессионистам. Сегодня, когда из-за пандемии закрыты границы, выставка "От Дюрера до Матисса" позволяет путешествовать по векам и весям, щедро дарит встречу с искусством, позволяющим увидеть современность через призму рисунков Домье и Дега, Ван Гога и Кандинского... ЦИФРА 27 тысяч рисунков насчитывает собрание Пушкинского |