Издание::Российская газета
Регион::Общероссийский выпуск
Название::Маскарад на сцене и в зале
Номер1::173
Номер2::8227
Дата::06.08.2020
Страница::8
Автор::Наталья Лебедева
Рубрика 1::Культура
Рубрика 2::мнения
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Придут ли в театр осторожные зрители?
      
      Художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и знаменитый бас, дважды лауреат премии Grammy Ильдар Абдразаков обсудили в онлайн-эфире международного дискуссионного форума #ArtSpace проблемы культуры в постпандемической реальности.
      "С первых чисел марта невозможно отрешиться от мысли, что мы проходим тяжелейшее испытание, - отметил Валерий Гергиев. - Но, как я говорил своим артистам, у нас никогда больше не будет такого временного простора, чтобы сделать что-то новое".
      По словам маэстро, он никогда не проводил столько времени в размышлении, не прослушивал столько записей и не знакомился с партитурами, которые еще не звучали в России: "Мы пока не будем обращаться к громоздким, грустным и слишком серьезным произведениям, которые идут по 4-5 часов. Зато я уверен, что в скором будущем более 20 названий из мирового репертуара, который обнимает французскую, итальянскую, немецко-австрийскую и, конечно, русскую традицию, увидят свет".
      Уже началась работа над оперой "Орлеанская дева" Чайковского, "Снегурочкой" Римского-Корсакова. "Это масштабное произведение, и мы сохраним задуманный размах: богатые декорации и костюмы (премьера должна была состояться в апреле. - Прим. ред.). Надеюсь, спектакль, который поставит Анна Матисон, будет успешным", - отметил маэстро. Планируется поставить и знаменитую оперетту Иоганна Штрауса: "Летучая мышь" давно и по праву стучалась в двери Мариинского театра, и наконец стук дошел даже до меня", - заметил Гергиев.
      Свердловская филармония пока может только мечтать о концертах на своей сцене. По словам Александра Колотурского, Урал ушел на изоляцию на полтора месяца позже и к привычной жизни пока не вернулся. Музыкантам разрешили репетировать только 27 июля. Но уже 1 августа они открыли сезон open-air в парках Екатеринбурга. "10 августа мы откроем "Фестиваль большого рояля": пять вечеров и пять выдающихся музыкантов, тоже на открытом воздухе, - делится планами Александр Колотурский. - Мы раньше никогда так серьезно не работали в формате open-air, строим партер на 1700 мест, но нам разрешили продать лишь 544 билета".
      И Гергиев, и Колотурский говорят о непростой финансовой ситуации, в которой оказались музыкальные театры. Мариинка из 4 миллиардов рублей внебюджетных доходов от продажи билетов, контрактов и гастролей в 2020-м может рассчитывать лишь на один миллиард - и это один из ведущих театров страны! Но, заверил Гергиев, каждый из 5000 сотрудников вовремя получает зарплату.
      В более плачевном состоянии оказались региональные филармонии. Денег господдержки хватает только на зарплату. Одна из лучших в стране Свердловская филармония вынуждена перенести на будущий год 220 концертов. "Только на билетах мы потеряли около 20 млн рублей, а общие потери до конца года из-за отмененных выступлений и гастролей превысят 48 млн", - рассказывает Колотурский.
      Отдельная внушительная статья расходов - выполнение санитарных требований Роспотребнадзора. Компенсировать эти траты никто не спешит.
      Сейчас главная забота руководителей театров и концертных залов - вернуть публику в залы. По словам Колотурского, лишь 50 процентов зрителей готовы купить билет, остальные пока боятся. "Живое общение с искусством ничто не заменит. Поэтому не надо бояться - приходите на концерты, а мы сделаем все, чтобы это было безопасно", - обращается к зрителям Александр Колотурский.
      Ильдар Абдразаков мечтает о времени, когда публика вновь будет сидеть в залах без масок. Хотя сама возможность выйти на сцену, почувствовать энергию зала - уже счастье. 2 августа Абдразаков впервые после долгого перерыва вышел на сцену Мариинки, чтобы исполнить партию Аттилы. "Перед репетицией помреж предупредил, чтобы мы держали дистанцию. На репетициях это удавалось. Но на спектакле эмоции так зашкаливали, что мы, как ни старались, правила нарушали", - признался он. - Когда стоишь на сцене в гриме и костюме, играет симфонический оркестр, слышишь живые аплодисменты и крики "браво" - это непередаваемое ощущение".
      Валерий Гергиев добавил, что никакие неожиданные причуды судьбы не должны нас напугать и остановить. "Прятаться нельзя. Давайте действовать осторожно, но эффективно", - заключил маэстро.