Издание::Российская газета
Регион::Общероссийский выпуск
Название::Не хуже, чем в Париже
Номер1::175
Номер2::8229
Дата::10.08.2020
Страница::10
Автор::Марина Порошина
Рубрика 1::ПОДРОБНОСТИ
Рубрика 2::экспозиция
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Знаменитый Каслинский павильон, который произвел фурор в 1900 году, снова принимает посетителей
      
      [В ]Екатеринбургском музее изобразительных искусств после почти пятимесячного перерыва на карантин открылась кардинально обновленная главная постоянная экспозиция уральского художественного литья из чугуна XIX-XX веков.
      Ее самый знаменитый экспонат - чугунный павильон - феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Шедевр уральских мастеров, зарегистрированный в каталоге Всемирного наследия ЮНЕСКО, был создан 120 лет назад для Всемирной выставки в Париже как выставочная витрина заводов Кыштымского горного округа.
      Сказочный шатер произвел в Париже настоящий фурор и получил Гран-при выставки. Архитектор и скульптор Евгений Баумгартен соединил в декоре древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы.
      В удивительном чугунном кружеве уральские мастера воплотили сказочных героев, драконов, женщин-птиц, рыб и грифонов, сцены соколиной охоты. Черная окраска чугуна строго и торжественно сочеталась с блеском и яркостью золочения, с благородством красного и желтого бархата.
      Судьба павильона оказалась так же прихотлива, как и его декор. Еще во время работы парижской выставки на павильон нашлось немало покупателей, и цену давали весьма неплохую, но было одно условие: приобретается павильон со всеми экспонатами.
      Россияне отказались продать лишь чугунную скульптуру Николая Лаверецкого "Россия", олицетворяющую женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе. "Россия" не продается!" - заявили уполномоченные провести сделку, и она сорвалась.
      После окончания выставки павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. Долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. В 1921 году, стремясь обеспечить выполнение производственного плана, руководство завода отдало приказ переплавить павильон, но мастера завода встали на защиту своего шедевра.
      И лишь когда много лет спустя павильон попал в музей, за его спасение взялись исследователи и реставраторы. С середины 60-х доступ в него для широкой публики был закрыт.
      Поэтому главным событием на открытии нового пространства стала возможность для посетителей зайти в павильон, внутри которого расположилась информационная зона, рассказывающая об истории его создания.
      
      Марина Порошина, "Российская газета", Екатеринбург