Издание::Российская газета Регион::Экономика Сибири Название::Пути заказаны Номер1::167 Номер2::8221 Дата::30.07.2020 Страница::12 Автор::Светлана Сибина Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Светлана Сибина, Омск В Омске обсуждают новый генплан города, одна из задач которого - до 2040 года обеспечить комфортное для пассажиров движение транспорта при минимальном воздействии на экологию промышленного центра. Горожане видят выход в развитии электротранспорта, в частности, трамвая. Однако его линии исчезли из проекта главного градостроительного документа. - Мы были уверены, что трамвайная сеть получит развитие, поскольку разработчики генплана накануне общественных обсуждений включили в предварительную схему важнейшие линии и в два с лишним раза - до 125 километров - увеличили протяженность путей. Этот проект презентовали весной нынешнего года, однако в июньской версии документа изменений не оказалось. Поэтому нам пришлось опубликовать петицию с требованием вернуть трамвайные пути в генплан, - сообщил председатель общественного движения "Омичи за трамвай" Юрий Романовский. - Разработчики вроде пошли нам навстречу, но сомнения остаются. Для тревоги у горожан есть все основания. Омск прочно входит в десятку самых неблагополучных по вредным выбросам мегаполисов в стране. По данным Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета, ежесуточно автотранспорт выбрасывает в воздух шестьдесят тонн загрязняющих веществ. Необходимость в развитии экологически чистого транс-порта очевидна. Поэтому участники общественных обсуждений и предлагают хотя бы восстановить демонтированную трамвайную сеть. Стоит напомнить, что ее основная часть была утрачена в конце прошлого века. Тогда городские власти под благовидным предлогом - расширить магистрали в местах наибольшего трафика - демонтировали половину трамвайных путей. У горожан разом исчезла возможность без пересадок доехать на общественном транспорте от железнодорожного вокзала до городка Нефтяников, добраться из делового центра к левобережным жилым микрорайонам. Это не только осложнило жизнь омичей, но и ударило по их карману. Маломобильные граждане вообще были вынуждены отказаться от поездок. Пассажиропоток упал на треть. Транс-портная сеть потребовала срочной модернизации. - Омичи не первые, кто совершает такую ошибку. В свое время Америка также избавилась от рельсового транспорта, и это привело к ужасным последствиям: очень быстро магистрали заполонили маловместительные автомобили, - поясняет профессор университета Пенсильвании (США), консультант проекта "Транспорт в Омске. Проблемы и решения" Вукан Вучик. - А вот европейцы в этом смысле оказались дальновиднее. Арифметика, которой они руководствовались, понятна и школьнику. Сколько потребуется транспорта, чтобы перевести двести пассажиров? Сотня автомобилей. Или пятнадцать маршрутных такси. Или три автобуса. Или два сцепленных вагона трамвая. Очевидно, для того чтобы избавить город от пробок и кардинально снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха, необходимо сместить акценты. Поэтому горожане и требуют восстановить демонтированные трамвайные пути. Сейчас в Омске действует только шесть трамвайных маршрутов, которые по периферийным линиям перевозят не более четырех процентов общего пассажиропотока. И причина не только в локальности сети, но и в состоянии инфраструктуры и техники. Рельсы настолько изношены, что не позволяют развивать скорость движения вагонов выше шести километров в час. Большая часть эксплуатируемого подвижного состава выпущена в 1985-1991 годах, амортизация превышает девяносто процентов. Финансовых возможностей изменить ситуацию у городских властей долгое время не было. Четыре года назад по просьбе омской мэрии городской парк пополнило пять бывших в употреблении столичных трамваев 71-619А, откатавших по Москве около двадцати лет. На днях прибыла еще одна партия списанных вагонов КТМ-71-619А, выпущенных восемь-одиннадцать лет назад. Один из десяти "новичков" - учебный. Омичи весьма благодарны столице за роскошный подарок. Однако современному городу нужна другая техника - скоростная, бесшумная, комфорт-ная. Помимо этого, развитие сети потребует капитального обновления шестидесяти километров рельсовых и электрических сетей, строительства путепроводов и депо. Впрочем, специалисты полагают, что для миллионного промышленного центра это вполне подъемные деньги. - Восстановление линий не требует выноса коммуникаций и других слишком затратных мероприятий, - уверен Юрий Романовский. - В общей сложности для укладки рельсов понадобится порядка 500 миллионов рублей. Это гораздо экономичней строительства автомобильных дорог. В общую пассажирскую транспортную сеть могут быть включены и "замороженные" объекты метрополитена на левом и правом берегах Иртыша. Архитекторы настроены более скептично, поскольку полагают, что в этом случае придется расширять основные городские магистрали, движение на которых уже сложилось, либо развивать параллельные пути. Тем не менее предложения горожан эксперты услышали, считают целесообразными и учтут в формировании главного градостроительного документа, определяющего развитие Омска до 2040 года. Окончательную версию генплана омский горсовет рассмотрит нынешней осенью. . Между тем Омское муниципальное предприятие "Электрический транспорт" объявило конкурс на закупку 24 трамваев, что позволит наполовину обновить подвижной состав. Стоимость контракта - 688 миллионов рублей с рассрочкой оплаты на пять лет. Проект предусматривает софинансирование из средств регионального и федерального бюджетов. В этом году муниципальные власти также планируют приобрести по нацпроекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 33 новых низкопольных троллейбуса "Адмирал". |