Издание::Российская газета Регион::Общероссийский выпуск Название::"Улей" на улице Правды Номер1::175 Номер2::8229 Дата::10.08.2020 Страница::7 Автор::Жанна Васильева Рубрика 1::КУЛЬТУРА Рубрика 2::Событие Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Новая Третьяковка представляет "Поколение XXI" [К]огда в 2016-м Центр Жоржа Помпиду получил в дар от фонда Потанина коллекцию современного отечественного искусства 1950-2000 годов, многим было интересно, сколько времени должно пройти, чтобы аналогичный по масштабу дар современного искусства был передан Третьяковской галерее. Не прошло и пяти лет, и выставка в Новой Третьяковке "Поколение ХХI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина" (кураторы Ирина Горлова, Владимир Логутов) представляет более 150 работ молодых современных художников, переданных музею Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Художники фонда не только "одноклассники" по веку. Их объединяют мастерские фонда, что были когда-то на улице Буракова, а теперь разместились в бывшем пространстве типографии на улице Правды. "Жизнь, которая сохраняет связь с поэтической практикой - какой бы та ни была, - неизменно связана со студией, со своей студией", - заметил Джорджо Агамбен в "Автопортрете в кабинете". Замените слово "поэтическая" почти синонимом - "художественная" и получите объяснение, почему мастерские фонда стали и студией, и выставочным залом, и местом встреч, и арт-резиденцией, и образовательным центром. Здесь вырос тот круг молодых авторов, заявивших о себе яркими проектами на Московской и Уральской биеннале, на Manifesta, персональными выставками в галереях и музеях. Это и Алиса Йоффе, и Миша Most, и Валерий Чтак, и Света Шуваева, и Владимир Логутов, и Александра Галкина, и Жанна Кадырова, и Андрей Сяйлев, и многие другие. Нынешняя выставка, впрочем, рисует не столько "портрет художника в юности", сколько портрет поколения, взрослеющего вместе с ХХI веком. Причем поколения, сформировавшегося не только внутри МКАД, но и далеко за его пределами - в Саратове, Воронеже, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Махачкале... Часть произведений, например, видеоинсталляции "Злая земля" Виктора Алимпиева, "Домой" Романа Мокрова, "Усилие" Таус Махачевой, "Праздник" Полины Канис, работы Ирины Кориной и Ани Желудь, были куплены фондом в коллекцию по просьбе Третьяковской галереи. До оторопи актуальны оказались довольно давние работы, будь серия "Технология" Таисии Коротковой, где высокотехнологичный мир медицинского спасения запечатлен в старинной технике - темперой по дереву, или "Диалоги" почти десятилетней давности Миши Моста с Конституцией, "Праздник" Полины Канис или "Эшелон" группы "Синий Суп". Владимир Смирнов, один из основателей Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, рассказал, как складывалась коллекция фонда. Почему дар именно Третьяковской галерее? Владимир Смирнов: Я здесь живу и работаю. Поэтому и отечественному музею дарю. Работы художников должны видеть люди. Музей - правильное место для этого. Как происходил выбор? Владимир Смирнов: Я дал кураторам портфолио работ. Они выбрали из него все, что захотели. Себе оставили работы? Владимир Смирнов: Пять работ, которые очень нравились. Не было желания попридержать что-то для продажи? Владимир Смирнов: У меня нет такого принципа: возьми Боже, что мне негоже. Если делать - так делать хорошо. Третьяковская галерея попросила вас докупить какие-то произведения? Владимир Смирнов: Нет, я сам предложил. Хотелось, чтобы был создан костяк коллекции периода 2000-2020-х. Произведения 52 художников - это основа, с которой можно работать. Дело не в наших с Константином Сорокиным именах. Фонд поддерживает художников. Фонд делает все проекты. Мы обслуживаем фонд. Поэтому мне было важно, чтобы период был максимально полно сформирован. Мы докупали живопись Павла Отдельнова. Или как без видеоинсталляции "Синего Супа"? Поэтому приобрели работу "Эшелон". Были художники, которые дали эмоциональный толчок к собиранию коллекции? Владимир Смирнов: Нет. У меня вообще нет такого: я должен обязательно получить именно эту работу. Я знаю, как коллекционеры умирают просто от желания заполучить понравившуюся работу. А я - какой коллекционер? Я собиратель. Радостный. Как у вас возник интерес к современному искусству? Владимир Смирнов: Много разговоров было с Владимиром Овчаренко, после них я стал внимательнее приглядываться к современному искусству. Затем был проект с Пьером Броше "Будущее зависит от тебя". Тогда мы с Пьером и Константином Смирновым купили много работ российских художников. Это было сильное вхождение в тему. После этого начали собирать произведения. Вы слушаете чьи-то рекомендации, приобретая работы? Владимир Смирнов: Да. Я советуюсь с супругой Лианой. С сыном Артемом, если речь идет о таких художниках, как Валерий Чтак. Всегда советуюсь с Володей Логутовым, художником и арт-директором фонда, и Аней Зыковой, нашим директором. Если мне нравится художник, я прошу прислать съемку всех работ, которые у него на тот момент есть. Смотрю портфолио. Допустим, оно включает 20 произведений. Я хочу купить 2-3. Прошу Володю и Аню выбрать пять работ, которые они считают важными. Их выбор я сравниваю со своим. Если есть пересечение, совпадение, то 2-3 работы я покупаю. Иначе говоря, я всегда открыт для совета. Но куратора, который формирует всю коллекцию, у меня нет. Почему? Владимир Смирнов: Тогда это будет коллекция куратора, а не моя.Меня будут убеждать, что вот именно эта работа - шедевр, который я оценю через десять лет. А зачем мне нужен непременно шедевр? Мне надо, чтобы работа на душу легла. Мне нужно общение с человеком. Нужна встреча с художником, с его произведением, воспоминание, как я его купил. Считайте, что я неправильный коллекционер, потому что субъективный подход для меня слишком важен. Получается, вы идете не от работы, а от художника? Владимир Смирнов: От художника. А также от ситуации, от встречи. Я собираю искусство, потому что мне нравится собирать искусство. И, конечно, я считаю очень важным поддержку художников. Потому что покупая произведения искусства, ты поддерживаешь художников. Вы сотрудничаете с фондом Сокурова "Пример интонации", который фокусируется на кинодебютах. Это параллельные проекты? Владимир Смирнов: Меня связывает с Александром Николаевичем Сокуровым дружба. Вообще-то мне кажется, что моя поддержка студии "Пример интонации" достаточно скромна. Особенно если учесть, что Сокуров - режиссер, который вошел в сто лучших режиссеров ХХ века. Эта работа сильно перекликается с деятельностью Фонда Смирнова и Сорокина. В обоих случаях поддержка молодежи - это главный посыл. Справка "РГ" Владимир Смирнов - основатель Фонда современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Центра развития социально-культурных инициатив и благотворительности "Благосфера", благотворительного фонда "Образ жизни". Член совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. В прошлом - заместитель председателя правления "НОВАТЭК". |