Издание::Российская газета - неделя Регион::Урал Название::В лесотундру - за рельсами Номер1::160 Номер2::8214 Дата::22.07.2020 Страница::18 Автор::Анатолий Меньшиков Рубрика 1::Урал Рубрика 2::Память Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Завершен первый этап летней экспедиции по местам прокладки "мертвой дороги" между Надымом и Салехардом - участка несостоявшейся трансполярной магистрали, ради появления которой после окончания Второй мировой в арктические районы были переброшены свыше сотни тысяч узников ГУЛАГа. Между двумя этими городами по линии одноколейки, разрушенной природой и временем, раскидано свыше трех десятков лагерей 501-й стройки. От них тоже мало что осталось. Окружной музейно-выставочный комплекс имени Ивана Шемановского снарядил экспедицию, чтобы сохранившееся снять на видео и фото, а что-то - прихватить с собой в качестве экспонатов будущей большой экспозиции. Как известно, на 501-й были использованы рельсы, большинство из которых изготовлено в царскую эпоху, например, на демидовских заводах. Для музейной коллекции выпиливались фрагменты с клеймом. Среди доставленных в Салехард предметов - чугунный котел, решетки и колючая проволока, ножи, стеклянная утварь, рукомойник, самодельная обувь из автомобильной шины. Побывали там, где речной путь позволял. Еще 23?лагеря предстоит посетить в конце лета - начале сентября. То будет уже сухопутная экспедиция на вездеходах, - рассказывает замдиректора комплекса Анна Арефьева. Очевидно, что через непродолжительное время остатки строений превратятся в труху. Председатель совета культурно-исторического фонда "Память Севера", надымский историк Вадим Гриценко хочет музеефикации хотя бы одного лагеря. В июле он вместе с группой добровольцев приступил к частичному восстановлению лагпункта N93?у разъезда Щучий. Первый объект - штрафной изолятор. Волонтеры сами добираются до места, привозят с собой инструменты, продукты и защиту от гнуса, живут в палатках. |