Издание::Российская газета - неделя
Регион::Восточная Сибирь
Название::Открытие озерного края
Номер1::160
Номер2::8214
Дата::22.07.2020
Страница::17
Автор::Марина ТАРАСОВА
Рубрика 1::
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Неизведанное может оказаться ближе, чем мы думаем
      Все началось с зачеркнутых планов и поиска альтернативы. Еще в мае собирались с женой во Вьетнам. Пандемия возможности обнулила, но не умалила желаний - познать неизведанное. Тут и вспомнились восторженные рассказы о хакасских озерах. Счастье совсем рядом - каких-то три-пять часов езды на машине. Отчего бы к нему не прикоснуться?
      Житье-бытье
      Палаточный вариант исключили сразу. Палатка привязывает к месту: захочешь по-настоящему вглядеться в окрестности - сворачивай бивак. Иначе по возвращении можно чего-нибудь в хозяйстве и недосчитаться.
      К тому же хотелось комфорта. Как выяснилось, предложений о в меру изолированных апартаментах со всеми удобствами достаточно много. Уже на подъезде к Жемчужному - "столице" курорта Шира - встречают местные жители, на автомобилях которых начертана гарантия: "Сдам". Нередко подчеркнуто: "Комфортное жилье". Пестрит зазывными телефонами и сам поселок, особенно в центре.
      Но мы все-таки предусмотрительно подстраховались - подходящий вариант нашли и заказали по интернету еще в Красноярске. Пришлось только внести предоплату в размере суточной стоимости аренды.
      В конце июня - начале июля день и ночь в изолированном номере, включающем спальню, кухню с холодильником и газом, туалет и душ, а также беседку с возможностью пользоваться мангалом, обошлись нам на двоих в 1400 рублей.
      Позже, в разгар июльского спроса, тот же номер подорожал до 2500. В августе, как сказала хозяйка, цена вернется к июньской отметке.
      Машину можно было загнать за ворота, но и снаружи она расположилась на удобной площадке без риска быть взломанной.
      Есть варианты и подешевле. За 600 рублей с человека вы получите вполне приличный уголок. Правда, без удобств и, скорее всего, вдалеке от цивилизации.
      Что, впрочем, может оказаться и плюсом. В нашем людном квартале, например, кто-то до самого утра отмечал торжество. Весело было. Им - не нам.
      О хлебе насущном
      Чего не посоветую - питаться на "улице еды" в сердцевине Жемчужного. В первый же вечер отважились попробовать то, что предлагают туристам. Бараний шашлык оказался условно съедобным, приготовлением китайской жареной лапши, которую обожает моя жена, занимался человек, в Китае явно не живший.
      "Как мясо?" - грустно спросил на прощание владелец уличного кафе. Я ответил нейтрально: "Люблю баранину". Не хотелось обижать старика.
      На следующий день уже в другом заведении не без опаски заказали манты. Шедевры среднеазиатской кухни разваливались от прикосновения. Есть их можно было только ложкой. При этом шашлык обошелся мне в 350 рублей, манты - две скромные порции из трех штук - примерно в 600.
      Но нам еще повезло. Побывавшие здесь несколькими неделями раньше друзья рискнули отведать на том же рыночке жареную рыбу. Эксперимент обернулся двухдневным промыванием желудка. А поинтересуйся они рыбой горячего копчения - возможно, не помогла бы и эта спасительная процедура.
      Пользуясь дождем, который лил весь понедельник, съездили в Абакан, где купили баранину, индейку и специи. Пользуясь возможностями газовой плиты, готовил сам, так что о "съедобных" поселковых рядах можно было забыть. Исключения составили только некоторые фрукты и пахлава.
      Кстати, эта восточная сладость - живая иллюстрация того, как рынок реагирует на спрос. Сначала маленькую и не слишком вкусную я приобрел за 60 рублей. Потом попалась большая и вкусная - уже за 80. Назавтра к вечеру, когда туристы потоком устремились к пляжу, в той же лавочке за ту же пахлаву продавец попросил сотенную. На вопрос "почему?" развел руками: "Видите, сколько народу?"
      Польза водных процедур
      Искупаться в наиболее популярном Шира мы не решились. Вода буквально кишит мормышами, или, более научно, - гаммарусами. Биологически эти мелкие рачки безобидны, однако плескаться в их окружении не очень приятно: ведут себя вольно, если на теле есть поросль, могут слегка и куснуть.
      Предпочтение отдали соленым водоемам. Прежде всего Тусу, на чьей глади можно валяться, перекатываясь с боку на бок. Концентрация соли в этом озере столь высока, что утонуть - даже не умеющим плавать - невозможно. Недаром Тус называют хакасским "Мертвым морем".
      Не уступает маленький сибирский собрат ближневосточному и своими уникальными целебными свойствами. Грязь с берегов и со дна, говорят, страшно полезна для больных суставов.
      Мазались и мы, поддавшись народной рекламе. Хотя желающим последовать примеру все-таки рекомендуем: прежде стоит посоветоваться с врачами.
      Хороши и менее соленые Шунет, Беле и пресноводные Матарак, Иткуль. До последнего от Жемчужного - всего пара километров небольшого подъема.
      Цветы на снегу
      Но, пожалуй, самые яркие впечатления полной чашей черпаешь от экскурсий по здешним просторам.
      Горный массив Сундуки - замечательный образец реликтового мира. Степь, смыкаясь со скалами, создает ощущение нетленности. Хотя, конечно, несмотря на почти непроезжую для низкосидящего авто дорогу, и в этих местах рядом с древними петроглифами непременно "Был Вася" с компанией.
      Ну а Ивановские озера на восточных склонах Кузнецкого Алатау, унаследовавшие свое название от золотопромышленника Иваницкого, - настоящий апофеоз.
      На своем транспорте, если у вас не вертолет, добираться сюда не стоит. От площадки, куда можно докатить на собственных колесах, до верхнего Ледяного озера - семь с половиной километров пешего хода по восходящей.
      Зато свидетельствуем: путь того стоит. Альпийские луга, море цветущих аквилегий, океан запахов! А уж окунуться в водную синеву, окруженную зеленью и неуходящими снежниками, - просто восторг.
      Любые болячки остаются на берегу - и не возвращаются.