Издание::Российская газета - неделя
Регион::Общероссийский выпуск
Название::Армстронг запомнился надолго
Номер1::166
Номер2::8220
Дата::29.07.2020
Страница::21
Автор::Николай Долгополов
Рубрика 1::космос
Рубрика 2::Далекое - близкое
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      
      Cразу после третьего курса иняза нашел в июле 1969-го временную работу в "Интуристе". Водил и возил по столице только индивидуальных, сейчас бы сказали ВИП, туристов. В двадцатых числа июля работал с супругами из Нью-Йорка. Говорили они между собой только о высадке соотечественников на Луне, а меня попросили купить им самую главную газету Советского Союза с сообщением об этом событии. Во многих киосках "Правду" уже распродали, а в одном нам повезло. Меня сразу же попросили дать подробный перевод о лунном подвиге. Задача оказалось сверхпростой: о высадке - строк 20 максимум. Американцы не поняли, попросили показать статью и были поражены: вот этот крошечный кусочек малюсеньким шрифтом? Вернулись к киоску, купили остаток газет. Я удивился: зачем? И мне объяснили, что будут дома раздавать знакомым, пусть знают, как в России оценили высадку Армстронга.
      И еще о знаменитом Ниле Армстронге. В Москве в начале марта 1995 года на приеме по случаю международного турнира прыгунов в воду "Весенние ласточки" попал за стол со своим другом тренером сборной Анатолием Ларюшкиным и двумя тренерами из Америки. Представились друг друга, и вдруг я вспомнил того, что назвался фамилией космонавта. Ведь это прыгун-канадец, которого в 1976 году на Олимпиаде в Монреале я знал под совсем другим именем. Как раз он и уговорил нашего юного прыгуна Сергея Немцанова тайно выехать с ним из Олимпийской деревни и остаться за границей.
      Пусть Немцанова, не достигшего совершеннолетия, удалось вернуть, скандал получился громкий. Виноватым объявили бедного тренера сборной Толю Ларюшкина: за ослабление идеологической работы объявили строгий партийный выговор, понизили в должности и десять лет не выпускали за границу. Меня, бывшего переводчиком в Монреале, своим гневом обошли, хотя могли бы залепить такого...
      И вот все мы за одним столом. Человек, представившийся Армстронгом, ответил на заданный мной прямой вопрос также прямо: да, Немцанова вывез он. И чтобы это пятно не лежало на нем оставшуюся жизнь, женившись, взял фамилию жены-американки - родственницы космонавта. А сейчас, если уж так получилось, то просит прощения за тот поступок у мистера Ларюшкина и у меня, тоже ему припомнившегося.
      Толя простил. А я - нет. Хотя и встретились мы в день Прощеного воскресенья.