Издание::Российская газета - неделя Регион::Восточная Сибирь Название::Мосты "развели" Номер1::154 Номер2::8208 Дата::15.07.2020 Страница::16 Автор::Екатерина Дементьева Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Почему иркутская мэрия не учла интересы горожан На минувшей неделе столицу Приангарья сковали восьми- балльные пробки. При этом муниципальные власти объявили, что ситуация продлится примерно до середины августа: в городе приступили к ремонту сразу двух мостов. И вот-вот начнутся работы на третьем. - Было выбрано время, когда на дорогах наименьшее количество транспорта. Тем не менее возникли серьезные затруднения с движением. Нужно разобраться, почему так произошло, - заявил мэр Руслан Болотов. Заторы на переправах Обычно в летнюю пору про дорожные пробки Иркутск забывает: народ разъезжается в отпуска, школьников, оставшихся на каникулах дома, ни на учебу, ни на кружки возить не нужно. Меньше людей - меньше машин. В этом же году из-за пандемии многие отменили дальние путешествия. Режим самоизоляции автомобилистам не помеха. В итоге транспорта не по-летнему много. В таких обстоятельствах в июне начался ремонт на старейшем Глазковском мосту через Ангару. Оказалось, что состав, которым поливали дороги от гололеда, разъев обшивку теплотрассы под проезжей частью, принялся за сами трубы, и энергетики настояли на аварийных работах. После того как организовали реверсивное движение по одной полосе, пропускная способность упала вдвое. А спустя неделю потребовалось срочно менять гидроизоляцию на мосту через приток Ангары - Ушаковку. Его и вовсе закрыли, направив потоки в объезд, по улицам, совершенно не рассчитанным на такой трафик. Между тем через две эти переправы в центр въезжает транспорт из доброй половины иркутских районов, густонаселенных пригородов и Ангарска. А дальше выяснилось, что часть магистралей, по которым предполагалось объезжать закрытый участок, тоже ремонтируют. И город встал. Теперь иркутяне задаются справедливым вопросом: почему мэрия не спланировала ремонтные работы, не разнесла их по времени, не проверила объезды? Градоначальник извинился - Я ответственности с себя не снимаю, но спланировать что-то было сложно: контракты на ремонт были отыграны еще в декабре прошлого года при прежней администрации (в мае в Иркутске сменился мэр и несколько ключевых руководителей. - Прим. ред.). Нам достались уже утвержденные сроки, подрядчики, объекты. Мы просили компании начать работы на некоторых участках уличной сети позже, но они не согласились. Сомневались, что успеют исполнить контракт - лето в Сибири ведь короткое. Да и побоялись, что город предъявит санкции за нарушение условий, - пояснил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников. Проблемы с объездом усугубились еще и тем, что на некоторых улицах подрядчики в прошлом году не справились с заданиями: завершать их или исправлять брак приходится теперь. - Рассматривали возможность создать временную понтонную переправу рядом с Ушаковским мостом - это помогло бы уменьшить заторы, но природоохранное законодательство не позволило сделать это оперативно. На создание проекта, оформление массы разрешений потребовалось бы немало времени, а ремонт моста откладывать нельзя: он ведь не плановый, а аварийный - еще год конструкция могла бы просто не выдержать, - констатирует Дмитрий Ружников. Сейчас городские власти пытаются смягчить ситуацию: изменить режим светофоров на прилегающих к мостам улицах, выставить регулировщиков, ускорить работы. По проекту, Ушаковский мост должны ввести не раньше 15 августа. Мэр потребовал сроки сократить: увеличить штат занятых на объекте, перейти на круглосуточный режим, при первой возможности открыть реверсивное движение. Чтобы стимулировать темпы, решено установить камеры слежения, которые будут днем и ночью транслировать ход работ. И - совсем уж небывалое: глава города принес землякам извинения за доставленные неудобства. Стряхнуть пыль с замыслов Тем временем эксперты-урбанисты, отмечая, что проблема куда глубже, чем неудачно выбранные для ремонта мостов сроки, добавляют в список местных бед чрезвычайную централизацию Иркутска. Практически все учреждения, крупные торговые комплексы, места отдыха и развлекательные заведения сосредоточены в исторических кварталах города. С разных его концов каждое утро жители едут в относительно небольшой центр, вечером - обратно. В начале 2000-х специалисты призывали ввести мораторий на строительство здесь крупных торговых площадей, однако чиновники к рекомендациям не прислушались. Кроме того, плохо развитый общественный транспорт фактически отдан на откуп частникам. Разработанная в 2013 году концепция развития дорожной инфраструктуры намечала самые разные задачи: от строительства кольцевой магистрали до изменения схемы движения транспорта. Например, начиная с 2016-го, власти намеревались все парковки в центре постепенно сделать платными. Таким образом, прямого запрета на въезд сюда частных машин, противоречащего федеральному законодательству, не было бы, но возникшие сложности волей-неволей заставили бы водителей задуматься о пересадке на автобусы и трамваи. Планировался уже и конкурс среди потенциальных инвесторов на установку паркоматов. Однако, взвесив все за и против, решили сначала построить перехватывающие парковки, а потом уж вводить ограничения. В итоге - ни парковок, ни паркоматов, ни кольцевых магистралей... Так что сегодняшний транспортный коллапс - результат череды ошибок, копившихся десятилетиями. Регулировкой светофоров, наведением понтонов их не исправить - необходимо принимать кардинальные, системные решения. Для начала - стряхнуть пыль с замыслов, так и не реализованных за полвека. Александр Михайлов, профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте факультета транспортных систем Иркутского научно-исследовательского технического университета: - Проблема - в общей неразвитости улично-дорожной сети Иркутска. Еще в 1970-е годы авторы генерального плана города предусмотрели комплекс мер, в том числе строительство нескольких магистралей. Но за пять минувших десятилетий эти планы были исполнены менее чем на 40 процентов. Другая причина происходящего - бесконтрольное развитие Иркутской агломерации. С начала 2000-х население пригородного района выросло в два раза. По самым скромным оценкам, здесь сейчас проживает около 130 тысяч человек. Причем большинство из них работают, учатся, развлекаются в областном центре. Но ни один генплан города не предусматривал такую масштабную маятниковую миграцию. Да и сам Иркутск многие годы застраивался без оглядки на пропускную способность дорожной сети: она не рассчитана на существующую нагрузку. Что иркутяне пишут в Интернете о заторах "Общественный транспорт сократил число выездов. Представьте, каково это для тех, у кого нет машины! А доставка грузов? Что значит водителю, перевозящему щебень, бетон или пиломатериалы, сделать не пять "ходок", а две? А женщине, которая после работы в городе возвращается домой - в деревню? Прийти на остановку и ждать автобуса, который вместо запланированного времени придет на час позже, да потом еще и в пробке простоит? И утром все это повторит- ся - уже в обратном направлении. А скорые, оказавшись в тех же пробках, тянущихся теперь не километр-два, а 10-15, думаете, умеют через машины прыгать?" "Победит тот, кто устроит розничную продажу мороженого, холодной минералки и сигарет по улице Баррикад. До конца ремонта можно на квартиру заработать. Да и вообще еду неплохо на разнос продавать - в этой пробке и завтрак встретишь, и обед". "Город просто умер. Перекрытие основных транспортных артерий очень напоминает намеренное вредительство. Нет путей объез- да - одна сплошная послевоенная дорога, светофоры не перенастроены. Коллапс". "Интересно, почему на ремонт не самого крупного моста через Ушаковку отводится аж полтора месяца. За это время там можно с нуля мост построить". |