Издание::Российская газета - неделя
Регион::Средняя Волга
Название::Эта сложная первобытность
Номер1::154
Номер2::8208
Дата::15.07.2020
Страница::19
Автор::Алексей Юхтанов
Рубрика 1::
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Увлечение
      Александр Вискалин - заведующий археологической лабораторией УлГУ, кандидат исторических наук, доцент. Этим летом он собирается на разведку: один из местных энтузиастов обнаружил на своем огороде каменные отщепы, предварительно отнесенные к древнекаменному веку - времени, когда наши предки охотились на мамонтов. В Ульяновской области до сих пор палеолитических стоянок не обнаруживали. Быть может, впереди - открытие.
      Вискалин специализируется на каменном веке. В каждой экспедиции он старается кроме научной работы еще и сделать своими руками посуду из местной глины, попробовать в деле лук и каменный топор, построить жилище на месте отработанного раскопа - ровно там, где тысячи лет назад обитал древний человек.
      Как это работало?
      В юности Александр Викторович стоял на распутье: выбрать техническую специальность или сделать своей профессией археологию, книгами о которой в то время зачитывался. Выбрал второе, но и инженерную жилку не растерял. На каждом этапе научных исследований неизменно задает себе один и тот же вопрос: "А как это работало?".
      Такие вопросы при изучении прошлого возникают постоянно. Например, все знают, что в каменном веке люди пользовались каменными топорами. Но если воспроизвести такое орудие в наше время - получится ли срубить им дерево? И если да, то какой толщины? Как спасало от непогоды жилище древнего человека? Почему не переворачивается на воде узкая лодка, выдолбленная из цельного ствола?
      Александр Вискалин много лет подряд вывозил студентов-историков в археологические экспедиции, которые шли им в зачет как летняя практика. Неизменно к раскопкам, после соответствующего инструктажа, присоединялись разновозрастные энтузиасты - учителя, бизнесмены, юристы и прочие желающие прикоснуться к истории. В число участников иногда входил и автор этих строк.
      Берег реки Барыш недалеко от села Ховрино. Раскопки на месте поселения медно-каменного века, то есть переходной эпохи от камня к меди и бронзе. Находки - на каждом шагу. Миниатюрные каменные наконечники стрел, черепки с орнаментом, крохотная позеленевшая медная змейка, возможно, атрибут шамана. На песчаном грунте - черные полосы, показывающие место расположения жилища, рухнувшего при пожаре. Это помогает "вычислить" конструкцию землянки и после окончания раскопок воспроизвести само сооружение. Стрельба из лука, лепка посуды из глины с последующим обжигом в простейшей сооруженной здесь же печи - этим занятиям с увлечением отдавались как студенты, так и старшие.
      Камень режет
      - Для правильной реконструкции прошлого важно понять человека той эпохи. Я бы даже сказал - влезть к нему в душу. Чтобы добиться этого, нельзя миновать стадию самостоятельного изготовления различных орудий, посуды и жилищ. Через это надо пройти. И вот тогда приходит понимание, как мыслили и представляли себе мироустройство люди прошлых эпох, - говорит исследователь.
      Сам Вискалин впервые соприкоснулся с экспериментальной археологией еще во время своей учебы в Ленинградском университете... Здесь он увидел на практике, что каменное орудие режет мясо ничуть не хуже стального ножа. Более того, режущее орудие из камня обладает свойством самозатачивания. С рабочих краев откалываются крохотные чешуйки, сами края становятся похожими на очень острую пилку.
      - С помощью каменных орудий студенты смогли растерзать даже слона. Я не шучу. Этот эксперимент я не застал, он был проведен в ЛГУ за год до моего поступления. В зоопарке Ленинграда сотрудники вынуждены были застрелить взбесившегося слона. Этот случай решили использовать ученые-археологи для того, чтобы смоделировать ситуацию "олдувайского человека" из Африки, обитавшего на Земле миллионы лет назад. Орудия - грубо сколотые камни и отщепы. Толстенная слоновья кожа. Но тем не менее куча студентов, подобно саранче, налетела на него и растерзала в течение нескольких часов. Сам же я участвовал в разделке львов. По каким-то причинам в Киевском зоопарке умертвили полдюжины львов, шкуры отдали для чучел в киевские музеи, а туши заморозили и отправили в Ленинград нам на растерзание. Мы тоже сработали быстро. Исследованиями свойств каменных орудий плотно занимался мой непосредственный шеф и первый учитель, сотрудник Ленинградского отделения института археологии, Александр Ефимович Матюхин. Чтобы изучить орудие, его надо изготовить. Понять саму технологию этого дела. Мне повезло, я попал в оборот к этому человеку, увлеченному и умеющему увлечь, - рассказывает Александр Вискалин.
      Молодой археолог под руководством своего учителя поднаторел в изготовлении при помощи каменных орудий реплик древнейших деревянных копий, распаривании и дальнейшей обработке рогов, изготовлении из них наконечников копий и, самое главное - расщеплении кремня и изготовлении каменных орудий. Для каждого такого эксперимента продумывалась своя методика, ставились цели и задачи, делались выводы.
      Лук - не просто сук
      Позже Вискалину пришлось участвовать и в других проектах.
      - В списке моих реплик появились лук и стрелы, копья и копьеметалки, лодки-однодеревки, различные жилища первобытных людей от шалаша до полуземлянки и ледяного иглу, каменные топоры, ножи, лыжи-ракетки, рыболовецкие заколы, ловушки на птиц и мелких животных, горшки из глины, медные и бронзовые топоры, ножи и многое другое, - рассказывает он.
      Интереснейшее дело - изготовление луков. Лук эпохи неолита (позднекаменного века) - уже не просто согнутая палка. Это сложный механизм. Чтобы сделать качественный лук, пригодный для успешной охоты и войн, необходимо было знать свойства древесных пород и такую, казалось бы, мелочь, какой стороной ветка была повернута к солнцу. Древесину необходимо выдержать месяц и более в строго определенных условиях влажности и температуры. Потом ее нужно было обработать, выпрямить, отшлифовать, выстрогать (каменным ножом!) плоскую или полукруглую в профиле палку. Прорежешь годичные кольца не в том месте - лук сломается.
      Однажды Александр Вискалин пригласил меня на очередной эксперимент. Вместе с энтузиастом - жителем села Елшанка, при мне была изготовлена лодка из ствола опрокинутого бурей тополя в пойме Свияги. Правда, ради скорости чистоту эксперимента нарушили, использовался стальной инструмент. Ствол дерева был меньше метра в диаметре. Как же такая лодка не перевернется, да и вообще - как полезет туда человеческий зад? - терзали меня смутные сомнения. Все стало понятно на следующей стадии. Получившееся узкое "корыто" было поднято на полутораметровую высоту, в него залили воду, а внизу развели костер. Распаренное дерево увеличилось в размере, а стенки "корыта" раскрылись, как цветок. Не так уж просты "примитивные" технологии. А лодка и сейчас используется в хозяйстве жителя деревни.
      Робинзонам пригодится
      Запомнился такой рассказ археолога. Находясь в экспедиции в Ростовской области, ее участники проходили через бахчу с арбузами. Жара, жажда. Работавшие здесь колхозники угостили молодых людей здоровенным арбузом.
      - И смотрят на нас так насмешливо: "Ножа-то, поди, с собой нет? Что делать будете?" Выход напрашивался один: арбуз придется расколоть, часть мякоти окажется на земле, остальные куски будут все равно неудобны для еды, их придется есть, пачкаясь в соке. Короче, предвкушали цирк. Поднимаю с земли пару камней, делаю острый отщеп. В течение двух минут мастерю из него каменный нож. Делаю аккуратные надрезы на корке. Выверенный удар - и плод раскрывается, как цветок, аккуратными дольками. Удивлению рабочих не было предела. Угостили и их, поскольку у них ножа с собой тоже не оказалось, - рассказывает археолог.
      Актуальна ли древность
      Могут ли все эти умения пригодиться современному человеку? В большинстве случаев нет, считает Александр Вискалин. В городе этого ничего не надо. Но в экстремальных условиях очень даже могут оказаться не лишними.
      - Навыки быстро изготовить из веток и мотка бечевки самодельные лыжи-ракетки помогли мне однажды выйти из заснеженного леса, преодолев глубокие сугробы. А изготовленная в 15 минут лодка из тростника позволила преодолеть реку в холодное время, не замочив ног. Получилось в миниатюре путешествие Тура Хейердала на "Ра" или "Тигрисе". В один из осенних походов мы оказались без палатки далеко от дома, и потому пришлось на практике применить навыки изготовления на ночевках шалаша из веток. А сколько раз приходилось наскоро мастерить забывчивым школьникам и студентам ложки из коры, и не сосчитать. В экспедициях мне не однажды случалось строить земляную печь и выпекать в ней пироги и пиццу, - говорит рассказчик.