Издание::Российская газета - неделя
Регион::Средняя Волга
Название::Разукрасим, будем жить
Номер1::172
Номер2::8226
Дата::05.08.2020
Страница::14
Автор::Анна Шепелева
Рубрика 1::
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Общество
      Несмотря на пандемию этим летом все же стартовали работы в рамках "Том Сойер Феста", волонтеры которого восстанавливают историческую среду по всей стране. В Самаре, на родине фестиваля, корреспондент "РГ" провела на лесах все минувшее воскресенье, прикоснувшись к прошлому ради будущего.
      Деревянное зодчество на фоне стекляшки
      Традиционно работы на объектах - чаще всего это деревянные теремки в историческом центре Самары - стартуют в мае, но в этом году из-за эпидограничений леса поставили позже - в конце июля и только у одного-единственного дома - на Братьев Коростелевых, 127 (второе здание от перекрестка с Ульяновской). Деревянное здание выкупил обычный горожанин и после капремонта будет жить здесь с семьей. И в вековом срубе, уверен новый владелец, можно создать комфортные условия, при этом сохранив историческое лицо улицы. Это бывшая городская усадьба рубежа веков с до сих пор сохранившимся садом в обширном дворе. Смущает одно: за забором возвышается "стеклянный утюг" - высотка из стекла...
      Воскресный рабочий день волонтеров начинается, нет, не с совещания, а с чая с плюшками за столом во дворе, заваленном за целый век накопленным скарбом. Мы (я взяла с собой в помощь мужа в качестве компенсации, что трудягам придется отвлекаться на разговоры со мной) чуток опоздали, но, оказалось, пришли как раз вовремя: чай был уже заварен, а пироги разрезаны. К слову, пряники, не говоря уже о пирожках, - это что-то вроде входного билета на фестиваль, так здесь любят перекусить. Тем более когда вокруг такой располагающий к неге сад с падающими то там то здесь яблоками. В чем-чем, а в дружеской беседе за чашкой чая ребята себе не отказывают. Впрочем, "реставрационные" работы на фасаде - не самый легкий труд, и передышка рукам действительно необходима.
      Куратор по работам на объекте, школьный историк Михаил Власов, не удивился новым людям, хотя я торопилась объяснить: мол, Андрей Кочетков (основоположник "Том Сойер Феста") разрешил поучаствовать. Оказалось, зря волновалась, никакого "допуска сверху" не требуется. Как потом пояснил Михаил, в работах может принять участие любой желающий, даже школьники, но под присмотром родителей. Умения здесь проверяют прямо на лесах. Нам раздали стандартный набор волонтера: перчатки, очки и респиратор (это не дань пандемии, руки должны быть защищены от острых инструментов, а глаза и легкие - от строительной пыли и старой краски), стамески, железную щетку и шкурку. Для меня работа со старым покрашенным деревом не нова, приходилось для себя реставрировать выброшенную соседями мебель. Нас поставили на второй этаж как бывалых. Но работа с фасадом оказалась не такой легкой, как я себе ее представляла. Даже под острым инструментом зеленая краска отслаивалась настолько неохотно, что приходилось сражаться не то что за каждый сантиметр - за миллиметр очищенного дерева. Самый удивительный эффект был от щетки для браширования, наверное, такое же чувство испытывают археологи, очищая найденный предмет кистью, когда постепенно открывается природа артефакта. Тоже своего рода романтика для любителей. Впрочем, как и на раскопках, эта самая романтика требует больших физических усилий. По крайней мере вечером, когда я села писать этот материал, руки казались мне пудовыми...
      За романтикой и единомышленниками
      Если у вас нет вообще никакого опыта, тоже не страшно, говорит Михаил. Он мастер придумывать задания всем по плечу, работа на объекте найдется для каждого. Здесь всегда покажут и научат обращаться с инструментом. Спрашиваем нашего куратора под конец рабочего дня, каков портрет среднего волонтера на проекте. Михаил, он на фестивале с самого начала - 2015 года и уже бывал куратором на других объектах, не задумываясь произносит только одно слово - "женщина". Говорит, что иногда чувствует себя как в женском батальоне. И тут же добавляет: ребята тоже есть, свой постоянный костяк, с новичками - похуже. И даже немного ворчит по этому поводу: смузи и барбершопы - это хорошо, но мужик должен уметь построить дом. Михаил готов научить всему и даже доверить болгарку. Вот при нас он, к примеру, показал моей соседке по лесам слева - волонтеру Наталье Еремеевой, которая уже четвертый год принимает участие в проекте, как пользоваться шуруповертом. У девушки строительное образование, на мой вопрос, почему она присоединилась к фестивалю, она вспомнила про "три причины".
      - Только вот какие, я уже забыла, - смеется Наталья. - Сейчас вспомню. Очень хотелось освоить какую-нибудь строительную специальность своими руками, но я маленькая, и быть маляром, к примеру, не смогу - тяжело физически. Интересен мне был и опыт волонтера, но я всегда стеснялась. И, наконец, мне было грустно просто наблюдать за тем, как сносят исторические здания, как ветшают дома. А теперь я могу это исправить.
      Ее подруга Ксения Попова, с которой они сдружились на проекте, пришла на фестиваль своим путем. Говорит, однажды во время экскурсии по Самаре увидела волонтеров на лесах и захотела к ним присоединиться.
      - Это было так романтично, - признается девушка-экономист. - Да и после рабочего дня за бумагами и отчетами это самое подходящее занятие - доброе дело на свежем воздухе. А главное, сразу виден результат, радуешься: вот это сделала я!
      Теперь обе девушки стараются выбирать маршруты по старому городу, чтобы лишний раз пройти мимо объектов, к которым удалось приложить руку. Вглядываются в прокрашенный самолично наличник. Это как прийти в гости к старому другу, говорят они.
      А вот волонтер Артем Коротков испытывает другое чувство, проходя мимо отремонтированных "Томом Сойером" домов. Он переживает за остальные здания, которые все еще стоят неухоженные. Парень пришел в проект, чтобы понять, зачем его придумали.
      - Но первоначальной мотивации надолго не хватило бы, - признался молодой человек. - Все хотят что-то поменять в жизни, при этом не многие готовы что-то для этого делать. Меня в "Томе Сойере" привлекают люди, это команда отборного качества. Мы не просто любим старый город, мы доказываем это делом.
      Позвали в гости на будущий год
      Под конец выходного пожилая соседка из соседнего дома не выдержала, подошла и поинтересовалась, что мы делаем и зачем, "ведь деревяшки все равно снесут". Надо было видеть выражение ее лица, когда она услышала в ответ, что все эти люди (человек 20, не меньше) работали весь день бесплатно. Она показала на свои кружевные наличники и пригласила на следующий год к себе в гости. Идея с восстановлением ей понравилась намного больше, чем перспектива сноса.
      Ну а мы, попив в третий раз чай, в компании единомышленников с удовольствием рассматривали задышавший дом. Надо же, еще в обед он был под слоем вековой пыли и краски, а к вечеру стоял уже почти преображенный. Интересно будет вернуться сюда через месяц, когда фасад обновят (добавят недостающие деревянные элементы) и покрасят его. Михаил говорит, что он мог бы сделать все с помощью пары нанятых работников и болгарки за полтора дня. Но идея проекта не только в спасенных теремках. Важно каждому, кто захочет, дать такую возможность - прикоснуться к этой работе, истории, пропустить через себя. Вот и я теперь буду ходить на работу только мимо своего первого дома...
      Справка "РГ"
      В сентябре в Самаре пройдет реставрационная школа для координаторов фестиваля со всей страны: ведущие российские реставраторы из Петербурга, Москвы и Кижей проведут мастер-классы.
      Контакт
      Страница фестиваля в Самаре, где можно посмотреть расписание работ на объекте:
      https://vk.com/tomsawyerfest
      Досье фестиваля
      В этом году "Том Сойер Фесту" на развитие по всей стране волонтерского движения по восстановлению исторической среды выделен Президентский грант - 4,4 миллиона рублей. Проект был придуман в Самаре и впервые реализован Андреем Кочетковым с друзьями в 2015 году. Здесь самый большой сохранившийся в российских городах-миллионниках после Москвы и Петербурга исторический центр. До XXI века дожили целые кварталы. За шесть лет к движению присоединились более двух тысяч волонтеров из 47 городов и сел, по всей стране восстановлено более 80 домов. Крайние точки географии движения: на западе - Сортавала в Карелии, на востоке - Чита, на севере - Лабытнанги прямо у Полярного круга, на юге - Каракол в Киргизии.
      По мнению Андрея Кочеткова, фестивалю оказывается поддержка, потому что движение не топчется на месте, а ежегодно набирает обороты, усложняется, находит все новых сторонников. Деньги идут не на краски и кисти, их ребята научились "добывать" у крупных сетей, специализирующихся на инструментах и строительных материалах, а именно на развитие. Ни в одной стране мира государство не может взять на себя всю заботу о наследии, это очень дорого, пояснил "РГ" Андрей. Помогать могут все - собственники зданий, фонды, волонтеры. А государство должно всячески поддерживать такие инициативы, в свою очередь помогать Томам Сойерам.