Издание::Российская газета - неделя
Регион::Сибирь
Название::Бензопилы замолчали. Надолго ли?
Номер1::154
Номер2::8208
Дата::15.07.2020
Страница::19
Автор::Наталья Граф
Рубрика 1::
Рубрика 2::
Вид документа::
Принявший орган::
Номер документа::
Дата документа::
Иллюстрация::
Ссылка::
Таблица::
Текст::
      Тарский районный суд Омской области признал местного предпринимателя Анатолия Хомюка виновными в незаконной рубке леса.
      Еще в 2010 году Главное управление лесного хозяйства Омской области отдало с аукциона десять тысяч гектаров хвойных лесов в Тарском районе в аренду местным бизнесменам. Однако под видом санитарных рубок старых и больных осин и берез предприниматели начали вырубать здоровые сосны. Лес передали в субаренду бригадам "черных" лесорубов, и те вместо положенных двухсот кубометров заготавливали в десять раз больше.
      - По официальным данным, общий объем легальной заготовки древесины в регионе оценивается в 200-250 тысяч кубометров, и с каждым годом он снижается, - отмечает эксперт ОНФ Игорь Новошинский. - По нашим оценкам, фактический объем - в десятки раз выше. Только в Тарском районе он составляет не менее миллиона кубометров в год.
      Под топор попал и Екатерининский бор с реликтовыми соснами, на защиту которого в одиночку встала учительница географии местной школы Людмила Жукова. Она писала о беспределе в тайге во все инстанции, обращалась за помощью к региональным властям, природоохранным и надзорным органам. Однако многочисленные проверяющие сосновые пни упорно не замечали, а присылали отписки, что ничего крамольного не обнаружили.
      И только специалисты департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, посетившие Екатерининский бор в 2014 году, выявили факты вырубки корабельных сосен. Но тогда омские чиновники просто оштрафовали арендатора - и всего на десять тысяч рублей.
      За то, что она встала на защиту бора, Людмиле Жуковой неоднократно угрожали. А юристы государственных структур, призванных охранять природу, пытались выселить неугомонную общественницу из лесной зоны.
      - За это время меня поджигали шесть раз, - вспоминает Людмила Жукова. - Несколько лет назад наш дом забросали коктейлями Молотова. Мы в это время спали и чудом спаслись, услышав, как трещат стропила крыши. От дома осталось пепелище.
      Материал "РГ" о беспределе "черных" лесорубов на севере Омской области ("Топорная работа", 23.05.16), вызвал большой общественный резонанс. С июня по октябрь 2016 года омская полиция возбудила одиннадцать уголовных дел по факту мошеннических действий при выдаче документов для заготовки древесины в Тарском районе. На защиту Жуковой встали журналисты и ОНФ. Уникальный уголок тайги удалось спасти. Теперь вековым соснам ничего не грозит - правительство Омской области вернуло Екатерининскому бору статус особо охраняемой природной территории. Бригаду "черных" лесорубов задержали. Поджигателей дома защитницы природы поймали. Людмилу Жукову взяли под государственную охрану. Возбудили ряд уголовных дел.
      Казалось бы, справедливость восторжествовала. Областные власти расторгли договоры с недобросовестными арендаторами. Но спустя некоторое время, когда шум поутих, лесные угодья вновь вернули тому же Анатолию Хомюку - одному из организаторов бизнеса "черных" лесорубов в Тарском районе.
      Как выяснилось, сотрудники Главного управления лесного хозяйства Омской области не смогли (или не захотели?) представить суду доказательства его недобросовестности. В результате арендатор Хомюк, в деятельности которого были обнаружены многочисленные нарушения, вновь получил право рубить лес на севере Омской области.
      Но Жукова не сдалась. Спустя пять лет уголовное дело в отношении недобросовестного арендатора все-таки было возбуждено. По статье 260 УК РФ - "Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору".
      - По данным следствия, Анатолий Хомюк имел прямой умысел, направленный на незаконную рубку здоровых деревьев хвойных и лиственных пород, с целью последующей их реализации и получения прибыли, - сообщил "РГ" представитель УМВД России по Омской области Алексей Командыков.
      По данным прокуратуры, ущерб от незаконной вырубки только в квартале 179 выдел 5 Екатерининского участкового лесничества составил около девяти миллионов рублей.
      - Однако Главное управление лесного хозяйства области отказалось предъявлять исковые требования о возмещении данного ущерба. Более того, они считают, что экспертиза спиленных деревьев в квартале 179 была выполнена неправильно и даже пытались ее оспорить, - сообщил "РГ" прокурор Тарского района Андрей Ольгин. - Но, несмотря на активное противодействие отдельных лиц, нам все-таки удалось довести дело до суда.
      Свою вину в незаконных рубках в тайге предприниматель не признал. Однако суд счел ее доказанной, а доводы следствия убедительными.
      Тарский районный суд приговорил Анатолия Хомюка и одного из его подельников к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год и шесть месяцев. В пользу местного бюджета с них взыскано 8 миллионов 669 тысяч рублей. На полтора года предпринимателю запрещено заниматься деятельностью, связанной с заготовкой древесины.
      В ближайшее время в Омской области будут возобновлены процессы по делам о бригаде "черных" лесорубов и поджигателях дома Жуковой.
      Тем временем в Таре появилось структурное подразделение управления ФСБ России по Омской области. Одна из приоритетных задач силовиков - борьба с организованной преступностью и незаконной вырубкой леса на севере региона.
      
      Комментарий
      Людмила Жукова, сопредседатель омского отделения ОНФ:
       - Трудно представить, что должностные лица, ответственные за лесное хозяйство в Омской области, ничего не знали о нарушениях. Скорее, наоборот, речь идет о покровительстве чиновников. Иначе бездействие представителей региональной власти просто невозможно объяснить.
      Однако должностные лица, ответственные за лесное хозяйство в Омской области, сохранили свои посты и не понесли никакого наказания. А арендаторы продолжают массовые вырубки леса на севере региона.