Издание::Российская газета - неделя Регион::Северо-Запад Название::В масках - к маскам Номер1::172 Номер2::8226 Дата::05.08.2020 Страница::20 Автор::Светлана Мазурова Рубрика 1:: Рубрика 2:: Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: В Этнографическом музее открылась необычная выставка О чем говорят Российский этнографический музей открыл выставку "Маски: грани традиции". Представлены около 50 масок, а также костюмы ряженых, шаманов. География экспонатов обширная: от Прибалтики до Сибири. Старейший экспонат датирован 1880 годом - это сибирская маска, которую использовали во время медвежьего праздника. Самый молодой был создан в 2015 году, это румынская маска из Черновицкой области Украины - с яркого праздника Маланки (шествие ряженых, которое, конечно, проходит в масках). Посетители - тоже в масках. Медицинских. Без масок посмотреть на маски нельзя. Во время пандемии они стали самым актуальным аксессуаром, и музей отреагировал на этот факт выставкой. Надев маску, можно изменить себя, развеселить и устрашить других, даже спасти мир. Это невероятно интересный предмет для собрания любого музея, причем довольно редкий. Дело в том, что не у всех народов маски хранились в семьях, передавались по наследству. После исполнения обрядов их было принято уничтожать - разбить, сжечь, выбросить, считая предметом хотя и важным, но опасным, - недаром их одаривали эпитетами "чертовы рожи, бесовские хари". Поэтому, по словам специалистов, присутствие масок в собрании Этнографического музея - большая удача. -?Народы Евразии для создания масок использовали самые разнообразные материалы, часто в ход шли береста, бумага, текстиль. Их могли разрисовывать углем, дополнять мехом, паклей, куделью, имитировавшими бороду и усы, а также вставными "зубами" из брюквы, картошки, редьки. Нередко масками становились и вовсе будничные предметы - платки, полотенца, даже глиняные горшки, - рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник музея Валентина Кузнецова. - У славян, балтов, финно-угров, романских народов было распространено вождение зооморфного ряженого - "козы", "коня", "медведя", "тура", - преимущественно на Святки и Масленицу. Эти маски воплощали в себе идею плодородия. В некоторых южнорусских и поволжских областях на Троицу или на Русальной неделе водили русалку-"коня". Его могли изображать двое парней, накрытых пологом, одному из них в руки давали палку, деревянные вилы или ухват, на которых размещалась "кобылья голова". Русалку вел вожак, у которого вместо головы была глиняная маска. Молодых посетителей выставки привлекает костюм ведьмы, помощницы дьявола, персонажа масленичного шествия (Литва, начало - третья четверть ХХ века). Костюм тувинского шамана (конец XIX - начало ХХ века), впереди и сзади видим лица - женское и мужское. Как поясняют кураторы выставки, это духи-предки мага, помогавшие ему во время камлания. Выставлены довольно редкие маски участника мистерии Цам (танец мистического содержания). Делали их в специальных мастерских из папье-маше, украшали полудрагоценными камнями и металлами. Тут и деревянные резные статуэтки - изготовлены монгольским художником-ламой по заказу монголоведа, генерального консула Российской империи в Урге Якова Шишмарева, который доставил их в Петербург в начале ХХ века. К слову, экспонатам немало лет, сотрудники музея привозили их из экспедиций, все шаманские маски поступили до 1913 года. Выставка будет работать до 30 октября. Прямая речь Елена Андреева, научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока: -?Сибирские маски держатся особняком от масок других народов, особенно шаманские. Они не уничтожались, а передавались по наследству, их ценили, за ними ухаживали - перед обрядом мазали водкой или спиртом, угощали салом, кровью. Делали их из металла, дерева, иногда из бересты, расписывали красками. У нас представлены и маскоиды - уменьшенные копии масок, изображения лиц предков и духов - помощников шамана, они могли находиться на одежде или головном уборе человека. Считалось, что во время обряда они помогают ему советом. Маску шаман надевал на лицо, либо ее выставляли на самое видное место, и во время обряда он обращался к ней за помощью. |