Издание::Российская газета - неделя Регион::Урал Название::Как наши танки завоевали Индию Номер1::166 Номер2::8220 Дата::29.07.2020 Страница::16 Автор::Евгений Китаев Рубрика 1::Урал Рубрика 2::история Вид документа:: Принявший орган:: Номер документа:: Дата документа:: Иллюстрация:: Ссылка:: Таблица:: Текст:: Двигатель уральского предприятия помог состояться контракту века Всего два десятилетия назад российский танкопром был в серьезном кризисе: вопрос стоял о выживании целой отрасли. Судьбоносным стал тогда межгосударственный контракт на продажу Индии 310?танков Т-90С, а реализоваться этому соглашению помогла новая силовая установка, созданная на тракторном заводе в Челябинске. Под броней - табун лошадей История эта уже начала обрастать мифами, поэтому особо ценны свидетельства непосредственных ее участников. Предприятие, поставляющее моторы специального назначения для российских перспективных броненосцев, в начале "нулевых" возглавлял Валерий Платонов, оставивший свои воспоминания об индийском контракте. К 60-летнему юбилею гендиректор подводил итоги профессионального пути, решив издать рукопись, предназначенную своему ближнему кругу - коллегам, друзьям. Литературно оформить ее попросил автора этих строк, возглавлявшего в то время на заводе управление информации. По мнению Платонова, судьба отрасли на рубеже веков определялась не только конкуренцией машин, важной составляющей ее была и конкуренция двигателей. С 1996?года военное ведомство Индии начало переговоры с российским правительством о поставке партии танков. Одновременно с такой же инициативой выступило и правительство Пакистана, но взоры свои обратило к Украине. В переговорах стал чувствоваться политический подтекст. Предложенный Пакистану украинский танк Т-80УД имел дизельный двигатель 6-ТД-1?мощностью 1000?лошадиных сил. На вооружении российской армии стоял танк Т-90?с двигателем челябинского производства В-84?мощностью 840?лошадиных сил. Эта машина по своим характеристикам устраивала индийскую сторону. Но двигатель, по мнению индийских военных, не должен был уступать тому, что мог иметь в арсенале потенциальный противник. Спор в режиме цейтнота Учитывая значение контракта и традиционное военно-техническое сотрудничество с Индией, российские военные обратились в Барнаул на завод "Трансмаш", где был разработан дизель, получивший наименование КД-34. Когда челябинцы решили предложить свою альтернативу, работа в Барнауле шла полным ходом. Но испытания мотор не выдержал, хотя предконтрактная работа уже велась и в документах значился танк Т-90С именно с этим двигателем. - Шел 1998?год, кроме энтузиазма и идей, у нас ничего не было за душой, - вспоминал Платонов. - На "Уралвагонзаводе" в Нижнем Тагиле я встретился с начальником Главного автобронетанкового управления Минобороны России Сергеем Маевым, рассказал ему о намерении участвовать в создании 1000-сильного двигателя В-92С2. Надо было видеть, как посмотрел на меня Сергей Александрович: еще, мол, один мечтатель появился у нас. Потом нехотя согласился: занимайтесь на свой страх и риск - денег у военных на эту работу нет. Нужно было не только менять конструкцию узлов и деталей базовой модели, но и подбирать новые материалы, отмечал Платонов. Выдающуюся роль в этом сыграли главный конструктор Владимир Гордеев, его заместители Виталий Федоров и Владимир Егоров. До последних дней жизни консультантом проекта был известный моторостроитель лауреат Госпремии, Герой Соцтруда Владимир Бутов. Споткнулись на гильзо-поршневой группе дизеля. Она обеспечивала его работоспособность при мощности 1000?сил. Между тем тенденция была очевидна: дальнейшее развитие бронетехники потребует большую мощность силовой установки. Владимир Гордеев предложил заменить стальную гильзу чугунной. Первые успехи стендовых испытаний обнадеживали, но В-92С2?мучили течи масла. Возросла мощность - повысилось давление. Принялись менять конструкцию ряда деталей. Опять в условиях жесткого цейтнота. КД-34?зарекомендовал себя не с лучшей стороны, а В-92С2?еще не успел пройти положенные испытания, и в этой обстановке, отмечал Платонов, высокую ответственность проявил генерал-полковник Сергей Маев, разрешив отправить на юго-восточные рубежи танки Т-90С с челябинскими двигателями, еще не принятыми на вооружение в российской армии. - Нам было известно, что проверки на живучесть будут проходить в очень сложных климатических условиях, - подтверждал директор предприятия. - Но каких, даже не могли предположить. Танки и павлины В Индию направили три Т-90С и один запасной двигатель В-92С2. В числе специалистов от завода выехали заместитель главного конструктора Федоров и начальник участка сборочного цеха Лебедев. Испытания проводились в пустыне Тар вблизи пакистанской границы. Днем температура поднималась до 57?градусов. В таком кошмарном пекле испытатели часто падали в обморок. "Лечение" было простым: полежат под кондиционером в летучке, ремонтной машине на базе "Урала", немного оклемаются и опять за работу. Участник тех экстремальных испытаний Виталий Федоров вспоминал: кругом барханы высотой с пятиэтажный дом, природа, не тронутая человеком: зайцы, лисы и, как ни странно, павлины. На этой природной "сковородке" из-за несогласованности индийского экипажа случилась первая серьезная поломка, но двигатель отремонтировали, проверив затем 25-километровым пробегом. Валерий Платонов по-своему раскрывает подноготную этого случая. Потенциальным покупателям было непонятно, откуда взялся В-92С2, ведь в предварительной документации значился иной мотор. Опасались, не обманут ли их русские специалисты. По указанию командиров индийский экипаж танка сознательно перегрел двигатель: хотели посмотреть, что внутри. Заместитель министра обороны Индии лично интересовался у Сергея Маева: где КД-34? Не моргнув глазом представитель российского оборонного ведомства ответил: "Это резервный вариант. Основной - В-92С2". Вспоминает Платонов и разговор с будущим главным конструктором Владимиром Доманиным, участвующим в испытаниях от "Уралвагонзавода". - Увидев, каким издевательствам подвергается двигатель со стороны индийских военных, я искренне поверил в него, - признался Владимир Борисович. Финал испытаний, казалось бы, снимал все проблемы, но не тут-то было. Турбокомпрессор для двигателя изготавливало специализированное бюро, однако положение там было неблестящим, поэтому комплектующие на опытные образцы производили сами моторостроители по чертежам партнеров. Конструкцию сделали более технологичной. Когда же дошло до серийного производства, начались препирательства, описывал ситуацию Платонов. - Нам заявили, что ничего "улучшать" нельзя. Контролеров нашлось много. "Где вы были раньше?" - спрашивал я. "Это неважно", - отвечали мне. Легче было изготовить сам компрессор, чем отбивать атаки перестраховщиков. Тем не менее В-92С2?получил путевку в жизнь. С ним танк Т-90С улучшил качественные характеристики, вызвав живой интерес в мире. По сути, этот шаг возродил Россию как танковую державу, оценил Валерий Платонов значение проделанной работы. В феврале 2001?года он обратился к губернатору Челябинской области Петру Сумину с предложением отметить отличившихся тракторостроителей государственными наградами. Ордена и медали "за двигатель" получили 14?заводчан. Кстати В военные годы в Челябинск был эвакуирован Харьковский дизель-моторный завод N 75, и здесь под руководством известного моторостроителя Ивана Трашутина, впоследствии дважды Героя Соцтруда, на мощном танкостроительном комбинате, каким стал тогда Челябинский Кировский завод, появилась научная школа дизелестроения. Сегодня памятник Ивану-Дизелю, названному так его коллегами, установлен в одном из парков областного центра. Опыт создания двигателя для Т-90С поучителен: получается там, где проявляют инициативу и настойчивость, они по-прежнему берут города. И страны тоже. |